Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
4 комментария«Госрегулирование – не панацея»
Анатолий Голомолзин: Госрегулирование не является панацеей
«Госрегулирование не является панацеей и эффективным способом воздействия на ценовую ситуацию», – рассказал газете ВЗГЛЯД заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. По его словам, рыночное ценообразование зачастую эффективнее. Так он прокомментировал внесение законопроектов, которые должны снизить цены на топливо.
В четверг заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин сообщил о том, что ФАС направила на согласование в Минэнергетики, Минэкономразвития и Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) проекты законов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ».
#{smallinfographicleft=478338} По идее ФАС, законопроект будет способствовать установлению справедливых цен на нефтепродукты, а также будет стимулировать открытую торговлю и развитие биржевой торговли нефтью. В законопроекте применяются три индекса рыночных цен: сопоставимых зарубежных рынков, биржевых и внебиржевых цен на нефть и основные нефтепродукты.
А пока сбивать цены на нефтепродукты на внутреннем рынке помогают антимонопольные кампании, которые проводит ФАС против нефтяников. Представитель ведомства сообщил о том, что в 2011 году из-за неоправданно завышенных цен на нефтепродукты нефтяные компании заплатят в бюджет штрафы на сумму 10 млрд рублей.
Другим фактором стабилизации цен на нефтепродукты будет увеличение биржевой торговли нефтепродуктами. Так, проект закона устанавливает обязательность закупки части нефтепродуктов (порядка 15%) для нужд ведомств и компаний с государственным участием. Кроме того, устанавливается порядок обязательной регистрации на биржах продаж нефти и нефтепродуктов всеми хозяйствующими субъектами.
Причем Голомолзин сообщил, что ФАС выявила нарушения антимонопольного законодательства двумя биржевыми площадками, занимающимися торговлей нефтепродуктами. Речь идет о Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) и Межрегиональной бирже нефтегазового комплекса (МБНК). ФАС направила акты проверок руководителям бирж для исправления нарушений в течение 10 дней.
О том, как будут способствовать проекты законов стабилизации цен на нефтепродукты, газете ВЗГЛЯД рассказал заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.
- ФАС обнаружила нарушения на двух российских нефтяных биржах
- ФАС решит вопрос о возбуждении дела против ТНК-BP в течение недели
- ФАС: Третьей волны дел против нефтяных компаний не ожидается
- ФАС оштрафует "большую тройку" за завышенный роуминг
ВЗГЛЯД: Проект закона о ценообразовании на нефть и нефтепродукты, который разработала ФАС, предполагает введение трех индексов: цен на зарубежных рынках, на внутренних рынках, а также биржевых цен. Вам не кажется, что в любом случае фактор мировых цен будет превалировать, поскольку доля торгов на бирже совсем небольшая?
А. Г.: Я не думаю, что он будет доминирующим. Они будут равноправными. В нашем понимании должен существовать ценовой арбитраж между этими индексами. В принципе, существенного различия между ними не должно быть.
ВЗГЛЯД: Какая доля рынка приходится на биржевые торги?
А. Г.: Сейчас на бирже торгуется порядка 8%. В соответствии с законопроектом, предполагается, что 15% от объема произведенных нефтепродуктов будет торговаться на бирже. К тому моменту, когда закон будет принят, должны быть уже подготовлены компании и биржевые площадки. Мы бы хотели, чтобы этот закон был принят в 2011 году.
ВЗГЛЯД: А какая сейчас разница между экспортными ценами и ценами на внутреннем рынке?
А. Г.: Она постоянно колеблется, то в одну сторону, то в другую. Сейчас между ними разница примерно в тысячу рублей.
Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин (Фото: oilexp.ru) |
ВЗГЛЯД: ФАС предлагает изменить процедуру формирования экспортной пошлины?
А. Г.: Мы полагаем, что нужно изменить гибкость установления экспортной пошлины. Должен эффективно работать механизм защиты внутреннего рынка путем установления экспортных пошлин. Мы хотим сделать процесс мониторинга цен гораздо короче, чтобы размер пошлины оперативно реагировал на резкие колебания. Если на внешнем рынке существенно выросли цены, то одномоментно должны вырасти и пошлины.
Такие предложения уже обсуждались ранее. Но мы их не вносили на рассмотрение в правительство. Отмечу, что эта тема всегда становится актуальной, когда цены на внешнем рынке растут. К примеру, сейчас мы считаем целесообразным вернуться к обсуждению этого вопроса.
ВЗГЛЯД: Почему ФАС против введения госрегулирования цен на нефтепродукты?
А. Г.: Госрегулирование не является панацеей и эффективным способом воздействия на ценовую ситуацию. Могу привести пример. Не так давно мы ввели регулирование на услуги по обеспечению авиатоплива: услуги автозаправочных комплексов, хранилищ. Как правило, такие услуги оказываются в условиях естественных монополий. К сожалению, когда стали утверждаться регулируемые тарифы, цены оказались выше, чем те, которые были в условиях нерегулируемых, но под антимонопольным контролем.
Поэтому не всегда госрегулирование является эффективнее рыночного ценообразования.
ВЗГЛЯД: Какой главный фактор ценообразования на нефтепродукты на внутреннем рынке?
А. Г.: Есть несколько влияющих факторов. Один из них – конъюнктура внешнего рынка, другой фактор – это затраты и налоги, третий фактор – это условия и конкуренция. Внешний рынок оказывает существенное влияние на ситуацию на внутреннем рынке.
ВЗГЛЯД: На внутренние цены в США тоже давят внешние рынки, почему в России бензин гораздо дороже, чем в США?
А. Г.: Там несколько иная система налогообложения и уровень налогов в конечной цене составляет порядка 20–30%, в России эта цифра составляет порядка 65%. Причем предполагается в дальнейшем повышение акцизов в 2012–2013 годах. Повышение акцизов напрямую сказывается на возможности увеличения цен на топливо.