Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияАнтикоррупционная дуэль
Счетная палата выступает за контрактную систему госзакупок
Счетная палата встала на сторону Минэконоразвития в вопросе о необходимости перейти от системы госзакупок к госконтрактам. Федеральная контрактная система поможет бороться с коррупцией в стране, чего требуют и президент, и премьер-министр страны, и более эффективно расходовать госсредства. ФАС и Минфин пока остаются при своем мнении, выступая против нового проекта.
«Наша позиция однозначна: 94-й закон больше латать нельзя и, как весь цивилизованный мир – и Европа, и США, – России нужно переходить на контрактную систему. Мы всячески поддерживаем в этом плане инициативы Минэкономразвития», – заявил на международной конференции в Счетной палате ее глава Сергей Степашин, передает «Интерфакс».
В начале марта МЭР в рамках объявленной главой государством борьбы с коррупцией опубликовало концепцию законопроекта «О федеральной контрактной системе», который должен заменить существующий 94-й федеральный закон «О госзакупках».
МЭР понимает в целом ситуацию: система госзакупок сейчас является коррупционной, несмотря на все предпринятые меры, и ее надо менять
МЭР считает, что только новый закон исправит все недостатки ФЗ-94, который на протяжении шести лет не раз перекраивали. Законопроект был подготовлен Высшей школой экономики, ректор которой Ярослав Кузьминов является супругом министра ведомства Эльвиры Набиуллиной.
Резко против проекта МЭР выступила Федеральная антимонопольная служба, считая, что для борьбы с коррупцией достаточно и существующего закона «О госзакупках», в который можно внести необходимые поправки. Министерство финансов также сомневается в правильности позиции МЭР по этому вопросу. По словам замминистра экономического развития Алексея Лихачева, «все остальные поддерживают (законопроект – прим. газеты ВЗГЛЯД): регионы, федеральные органы, наука».
В последнее время «в стране развернулась серьезная полемика между Минэкономразвития и Минфином по поводу перехода на контрактную систему», несмотря на прямое поручение главы государства и премьер-министра о необходимости подготовки такого законопроекта, заметил Степашин.
Глава представительства Всемирного банка в России Педро Альба также выступает в поддержку контрактной системы госзакупок. Он считает, что существующая в России система размещения госзаказов на аукционах с понижением первоначальной цены увеличивает госзатраты и не обеспечивает хорошего качества исполнения контрактов, цитирует его мнение РИА «Новости».
«Россия использует механизм обратных аукционов, когда подрядчик выбирается от наименьшей цены. На наш взгляд, этот подход не является самым эффективным», – заявил Альба, выступая на конференции.
- 70% членов закупочных комиссий не прошли тест на полиграфе
- Арестован бывший сотрудник администрации президента
- В Кремле предлагают ввести сквозной мониторинг госзакупок
- Минздравсоцразвития: Госзакупки лекарств в РФ проводятся по закону
- Прокуроров призвали ужесточить контроль по делам хищений при госзакупках
В октябре прошлого года глава контрольного управления администрации президента РФ Константин Чуйченко опубликовал данные по откатам в сфере госзакупок. Альба приводит эту информацию в виде аргумента: на тот период откаты составили 32,5 млрд долларов или 1 трлн рублей, то есть 2,9% ВВП.
«Это очень серьезный момент, те же самые результаты мы получили в рамках исследования деловой среды и эффективности предприятий. Этот анализ также показал, что объем коррупции и взяточничества между 2005 годом и 2008 годом удвоился», – подчеркнул Альба.
Опубликованная МЭР концепция закона «О федеральной контрактной системе» расширяет свободу выбора заказчика при госзакупках.
Алексей Лихачев рассказал на конференции, как МЭР хочет усовершенствовать систему госзакупок, чтобы низвергнуть коррупцию в этой сфере. Во-первых, необходимо ввести полный бюджетный цикл и соблюдение всех регламентирующих процедур с момента определения объемов заказов до подведения результатов по размещению контракта.
Во-вторых, необходимо развивать конкуренцию на рынках. «Мы понимаем, что рынки разные, правила ни них не всегда совпадают, поэтому мы предполагаем выделение трех–четырех принципиально отличающихся рынков, товаров и услуг», – поясняет Лихачев.
И третьим важным аспектом является повышение ответственности всех участников заказов – как самих заказчиков, так и подрядчиков. Причем необходимо найти баланс между ответственностью заказчика и подрядчика, для чего надо ввести более широкий круг инструментов, форм и методов размещения заказа по сравнению с ныне действующей редакцией, подчеркнул Лихачев.
Контроль за госзакупками должен вестись как профессионалами, так и общественностью, добавил он. «Вся система должна оставаться доступной для широкой общественности, для коллег, которые нас критикуют, в Интернете, в том числе на стадии размещения заказа», – отметил Лихачев.
Если чиновники хотят закупить компьютеры по 5 тыс. долларов за штуку, они должны сначала обосновать это
По его мнению, «наиболее оптимальным является совмещение в обновленном законодательстве и элементов федеральной контрактной системы, и того опыта, который был наработан за последние годы».
В ФАС считают, что можно внести изменения в закон о госзакупках, в частности ввести типовые контракты, учитывающие жизненный цикл товара, и запретить чиновникам покупать потребительские товары бизнес-класса. Госзаказчики должны будут обосновывать начальную цену контракта, а сэкономленные средства направлять в специальный фонд, из которого средства пойдут как на повышение зарплат чиновникам, так и на инновационное развитие страны.
Инициативу МЭР критикует также юрист и известный блогер Алексей Навальный, инициировавший полемику в стенах Высшей школы экономики, создавшей законопроект о ФКС. «Я как профессионал в своей области могу сказать, что эта концепция ФКС, которую вы предлагаете, – вольно или невольно федеральная коррупционная система, – заявил Навальный в пятницу в ВШЭ. – Базовый пункт этой концепции – отменить 94-ФЗ. Да, он неидеальный – его надо править».
«94-ФЗ – это такая дрезина, вся залатанная и перелатанная. Но мы понимаем направление, мы двигаемся. И эту дрезину можно превратить в красивый скоростной поезд. Но потом приходите вы с МЭР и говорите: «Сейчас мы дрезину раздолбаем, а зато построим вам летучий корабль». Так вот я вам хочу сказать, что я не верю в ваш летучий корабль, пока еще ни разу никто такого не построил», – заявил юрист.
Пока ведомства спорят, проблема коррупции при госзакупках остается нерешенной.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов поддерживает некоторые инициативы МЭР. «МЭР понимает в целом ситуацию: система госзакупок сейчас является коррупционной, несмотря на все предпринятые меры, и ее надо менять, – говорит газете ВЗГЛЯД эксперт. – В частности, я поддерживаю необходимость ограничения закупок роскоши и строительство прозрачной системы госзакупок. Но я считаю, что нет основного, того, о чем говорил президент».
По его словам, в новом законе неясно прописана ответственность должностных лиц, которые согласовывают госзакупки товаров и услуг. Чтобы выстроить прозрачную систему госзакупок, необходимо ввести многоуровневую ответственность должностных лиц по всей чиновничьей лестнице вплоть до заместителей министров, считает эксперт. «Дело о томографах» ярко иллюстрирует реальную ситуацию, когда невозможно наказать виновного. Система госзакупок так размыта, нет никакой ответственности, что в итоге наказывается «рядовое звено», – говорит Кабанов.
Второй важный момент, по его мнению, – система обоснованности закупок должна контролироваться. «Счетная палата должна контролировать не количественный результат, когда уже все украдено, а обоснованность закупок уже на этапе формирования бюджетов по отдельным направлениям», – считает Кирилл Кабанов. «Грубо говоря, если чиновники хотят закупить компьютеры по 5 тыс. долларов, они должны сначала обосновать это. Понятно, что здесь есть накрутка для того, чтобы получить откат», – поясняет эксперт.
Напомним, что в прошлом году Генпрокуратура выяснила факт покупки медоборудования по завышенным ценам. В 2009 году Минздравсоцразвития предоставило по 95 млн рублей на покупку 64-срезового рентгеновского компьютерного томографа семи учреждениям, подведомственным Минздравсоцразвития, Федеральному медико-биологическому агентству России и РАН.
При этом реальная стоимость томографов была в несколько раз ниже – от 28 до 40 млн рублей. Деньги на томографы были выделены без какого-либо обоснования и учета профиля госучреждений и их потребности в таком оборудовании. В итоге федеральному бюджету был причинен ущерб на 376 млн рублей.
«В последнее время появилась тенденция менять законы, из-за чего возникает полемика между ведомствами, которые пытаются доказать свою значимость. Это затягивает решение основной проблемы», – считает Кабанов.