Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

0 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
7 февраля 2011, 20:01 • Экономика

«Хотят завладеть богатейшим районом»

Виктор Павлятенко: Японцам внушают: они не проиграли войну

«Хотят завладеть богатейшим районом»
@ wikipedia.org

Tекст: Наталья Журавлева

«Японцам давно навязывается мнение, что Япония не проиграла Вторую мировую войну», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД ведущий научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко. Этим, в частности, объясняется такой накал страстей в Японии по поводу российских Южно-Курильских островов.

Спор вокруг Южно-Курильских островов, которые в Японии называют Северными территориями, уже давно остается камнем преткновения в отношениях между двумя государствами. В последнее время этот вопрос встал особенно остро.

Что касается вклада Курил в российский ВВП, то это, прежде всего, биоресурсы, ежегодная добыча которых оценивается в 1,5–2 млрд долларов

Ведущий научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко оценил экономический потенциал Курильских островов, объяснив, какой интерес представляет регион для России и для Японии.

ВЗГЛЯД: Виктор Николаевич, когда говорят о Курильских островах, как правило, имеют в виду военно-стратегическое значение региона. А в чем состоит экономическая ценность островов, если говорить о России?

Виктор Павлятенко: Очень спорная постановка проблемы: «А если нет никакой ценности, то и нечего разговаривать». Это неправильно. Когда речь заходит о национальной территории, надо обращаться, прежде всего, к нашей Конституции, характеризующей отношение к любым территориям вне зависимости от их экономической ценности.

Как сказал президент Дмитрий Медведев, Курилы – это наша земля, стратегически важный регион России, мы должны создать здесь все необходимые условия жизни – так же, как и на материке.

Что касается вклада Курил в российский ВВП, то это, прежде всего, биоресурсы, ежегодная добыча которых оценивается в 1,5–2 млрд долларов. Замечу, что это возобновляемые биоресурсы.

ВЗГЛЯД: А как насчет полезных ископаемых?

В. П.: Еще в советские времена на Курильских островах были открыты залежи золота и серебра. В свое время здесь добывалась сера, она и сейчас есть. Известно, что здесь  имеется такой продукт вулканической деятельности, как редкоземельный металл рений, активно используемый в радиоэлектронике. Притом его запасы оцениваются на уровне годовой мировой добычи этого металла.

ВЗГЛЯД: А с добычей все обстоит так же, как и запасами?

В. П.: Что касается промышленной разработки этих месторождений, то, думаю, когда на всей территории России подобные источники иссякнут, можно будет и на Курилах начать добычу. А вот на сегодняшний день имеющиеся здесь месторождения нерентабельны.

Поэтому самое главное – это биоресурсы, это исключительно экономическая двухсотмильная зона. С точки зрения стратегической острова играют непреходящую роль в плане обеспечения безопасности дальневосточных рубежей России.

ВЗГЛЯД: То есть обширная акватория моря и Курилы – надежная зона безопасности для всего Дальнего Востока России?

В. П.: Что значит зона безопасности? Вы же понимаете, что при современном развитии военных технологий необязательно подплыть к Курильским островам и пострелять в сторону континента. С другой стороны, когда у вас есть какой-то «пояс безопасности», то континентальная часть страны чувствует себя более уверенно. Это тактика и стратегия любого государства, у которого есть такие возможности.

ВЗГЛЯД: Возвращаясь к биоресурсам, прибрежные воды четырех островов принадлежат к трем самым богатым в мире рыбным угодьям. А с чем это связано?

Ведущий научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко главной экономической ценностью Курил считает биоресурсы (фото: РИА

Ведущий научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко главной экономической ценностью Курил считает биоресурсы (фото: РИА «Новости»)

В. П.: Биоресурсы – это морские водоросли, рыба, морские моллюски и так далее. Волею судьбы именно в этом регионе происходит столкновение теплого и холодного течений. Благодаря ему со дна поднимается питательный планктон, который представляет собой богатый стол для рыбы. Этим и обусловлено ее активное стремление именно в этот район.

ВЗГЛЯД: По оценке некоторых экономистов, общая стоимость природных ресурсов только Южных Курил с их морскими окрестностями превышает 2,5 трлн долларов. Как бы вы оценили эту цифру?

В. П.: До последнего времени совокупные запасы Курил оценивались примерно в 50 млрд долларов. «Превратить» их в 2 трлн – это надо постараться, конечно.

ВЗГЛЯД: В любом случае, мы не говорим о том, что, если бы не было этих 50 млрд, Курилы надо было бы отдать...

В. П.: Да. Посмотрите хотя бы на все заявления президента Дмитрия Медведева. Чего бы ради вкладываться в регион? На развитие островов планируют выделить более 10 млрд. Это приличные деньги. А их вкладывать во что, только в один имидж? Наверное, нет. Поэтому, конечно, здесь имеется в виду совокупная значимость островов: и экономическая, и военно-стратегическая.

ВЗГЛЯД: С Россией разобрались. А непосредственно для Японии в чем основной интерес: экономический, политический, военный?

В. П.: Добившись своей цели и заполучив Южно-Курильские острова, Япония сделает самое главное – освободится от одного из последних «родимых пятен» своего поражения во Второй мировой войне. Второе «пятно» – это американские базы.

Очень важно привить народу, нации чувство того, что Япония не проиграла войну. В учебниках, в школах эта мысль давно присутствует, и японцам давно навязывается мнение, что Япония не проиграла, а закончила войну. Так что вот эти «родимые пятна», подчеркивающие ее проигрыш, наказание, и являются движущим моментом в определении японской позиции в отношении Курильских островов.

Ну и, конечно же, японцы как «рыбная» нация хотят завладеть богатейшим рыбным районом. Это очень важное подспорье. Между прочим, когда на этих островах базировался императорский флот, рыба составляла до 60% рациона всей императорской армии. Но нельзя сказать, что японцы слишком активно занимались разработкой экономического потенциала этих островов, они с них брали то, что им было нужно, а нужна им была тогда рыба.

Конечно, если вы отдаете Финляндии Карелию, разве она будет возражать против того, чтобы иметь «лишнюю» территорию, обладать большими лесными запасами и так далее, и так далее?

И еще один момент. Если Япония добьется своего в отношении Курильских островов (так считают сами японцы), она продемонстрирует всему миру, как она может справиться с ядерной державой. Здесь очень много политических и стратегических амбиций, плюс экономический интерес.

Комментарии экспертов

Ирина Яровая, глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции
Ирина Яровая, глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции
Складывается ощущение, что японское руководство жонглирует общественными настроениями своих граждан. <a href= http://actualcomment.ru/theme/1679.html target=_blank><b>Читать далее</b></a>
..............