Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
21 июля 2010, 19:45 • Экономика

Меньше, но больше

Минфин: Бензин подорожает, а транспортный налог снизится

Меньше, но больше
@ ВЗГЛЯД

Tекст: Игорь Жданов

Минфин планирует с 2011 года в два раза уменьшить ставку транспортного налога, а также дать регионам возможность отменить налог с автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил. Однако ставки акциза на бензин предложено увеличить. Что выиграют, а что потеряют автомобилисты от подобных инициатив Минфина?

Бензин дорожает...

В среду Минфин наконец обнародовал конкретные предложения по поводу изменения величины акцизов на бензин и уровня транспортного налога.

Мы будем предлагать правительству и президенту, который будет принимать окончательное решение, повысить ставки акцизов на автомобильный бензин

«Мы будем предлагать правительству и президенту, который будет принимать окончательное решение, повысить ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла и авиамоторный бензин на 1 рубль в расчете на 1 литр подакцизных товаров в течение 2011-го, 2012-го, 2013 годов», цитирует «Интерфакс» руководителя департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илью Трунина.

Таким образом, по словам главы департамента, акцизы на бензин третьего класса повысятся с 4,302 тыс. рублей за тонну до 5,672 тыс. рублей за тонну. Он напомнил, что со следующего года ставки акцизов будут дифференцироваться не в зависимости от октанового числа, а в зависимости от экологического класса топлива.

В частности, на дизельное топливо повышение в относительном выражении будет больше, так как акцизы на дизельное топливо меньше, чем на бензин. При этом Трунин подчеркнул, что подобные предложения связаны не столько с повышением доходов бюджета, сколько с формированием дополнительных средств для финансирования дорожного строительства.

И средства эти будут, судя по всему, немалые. Так, по словам Трунина, повышение акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла и авиамоторный бензин даст дополнительные доходы бюджета в 2011 году в размере более 80 млрд рублей, в 2012 году 105 млрд рублей, в 2013 году более 105 млрд рублей.

...А транспортный налог уменьшается

Что же касается величины транспортного налога, то руководитель департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина заявил буквально следующее.

По его словам, «мы предлагаем снизить все ставки транспортного налога в два раза и предоставить возможность субъектам РФ принимать решения об отмене налога на легковые автомобили мощностью до 150 лошадиных сил». Причиной понижения Трунин назвал то, что «увеличение нагрузки на автовладельцев в связи с повышением акцизов на бензин достаточно серьезное», поэтому необходимо компенсировать это повышение путем снижения ставки транспортного налога.

К слову, отмену с 2011 года транспортного налога в качестве компенсации роста акцизов на топливо поддерживали вице-премьеры Сергей Иванов и Алексей Кудрин.

Трунин отметил, что в случае если данные предложения Минфина будут приняты, то «мы, с одной стороны, сможем сохранить транспортный налог как инструмент фискальной автономии региональных властей, с другой стороны, сможем отменить его для целой категории автовладельцев».

Глава департамента напомнил, что ранее Минтранс предлагал перейти к взиманию платы с большегрузных автомобилей за пользование федеральными автотрассами. Минфин поддерживает данное предложение и предлагает в свою очередь с момента введения такой платы отменить для большегрузных автомобилей транспортный налог.

Плюсы против минусов

Выиграют те, кто имеют в собственности автомобиль мощностью выше 150 л.с., но при этом на нем не ездят

Выиграют или проиграют российские автомобилисты от налогово-акцизных реформ Минфина?

«Очевидно, что, если мы говорим о категориях автовладельцев, для которых транспортный налог предлагается отменить или существенно снизить, выиграют те, кто имеют в собственности автомобиль мощностью выше 150 л.с., но при этом на нем не ездят, комментирует Илья Трунин. Те, кто имеют в собственности автомобиль маломощный, но ездят на нем много, будут платить больше».

Что же касается цифры, на сколько может подорожать бензин в рознице в связи с повышением акцизов, то Трунин оценить ее затруднился, ответив весьма уклончиво.

«С одной стороны, мы говорим, что этот уровень тарифа плюс НДС это увеличение нагрузки для тех, кто покупает топливо, с другой стороны, надо смотреть, как будет действовать спрос и предложение на рынке в отсутствие сговора, сказал он. – Вообще, необходимо будет посмотреть, насколько это увеличение будет перенесено на розничную цену».

Отраслевые эксперты оценивают предложения Минфина гораздо более конкретно. «Посмотрите: если брать популярный «в народе» 92-й бензин стоимостью более 20 рублей, то величина акцизов в нем и так составляет  примерно 2 рубля, говорит научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Если же цены повысятся еще на 3 рубля, то это больно ударит не только по автолюбителям, но и по большинству россиян, ведь стоимость бензина заложена в цену многих товаров и услуг».

Дорогие дороги

В свою очередь, директор по развитию информцентра «Кортес» Павел Строков приводит расчеты, согласно которым при увеличении акциза на 1,5 рубля и при сохранении потребления бензина на уровне 2009 года бензин в рознице должен подорожать на 7%. Соответственно, если акциз через три года повысится на три рубля, то уже в 2013 году при прочих равных литр самого популярного в Москве 95-го бензина может стоить все 27 рублей (сегодня он стоит в районе 24 рублей).

Таким образом, если в среднем в условии московских пробок на 95-й бензин уходит порядка 4,5 тыс. рублей в месяц, то уже в 2013-м «три рубля Кудрина» могут аукнуться автолюбителям в лишние 560 рублей в месяц или 6,7 тыс. рублей в год.

При этом эксперты уверены, что инициатива Минфина по пополнению дорожного фонда через доходы от увеличения акцизов на бензин не выдерживает никакой критики. Ведь строить дороги в России сегодня едва ли не дороже, чем где бы то ни было в мире.

В частности, по оценкам экспертов, на данный момент средняя стоимость строительства дорог в России выше по сравнению с Евросоюзом в 2,6 раза, с США – в 3 раза, с Китаем – в 7,3 раза. Другое сравнение: в Китае один километр дороги стоит 2,4 млн долларов, в США – 5,9 млн долларов, в странах Евросоюза 6,9 млн, а в России – 17,6 млн долларов.

Комментарии экспертов

Елизавета Давыдова, архитектор-проектировщик
Строительство дорог в России - действительно очень дорогое занятие. Однако система строительства уже долгие годы остается неизменной. <a href=http://actualcomment.ru/news/13934.html target=_blank><b>Читать далее</a></b>
..............