Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевГазпром не взял сыр с маслом
Россия ограничила поставки газа в Белоруссию
С 10 утра понедельника Газпром ввел ограничение поставок газа в Белоруссию на 15%. Впоследствии этот показатель достигнет 85%. Столь жесткие меры были приняты в ответ на нежелание Минска выплатить накопившийся газовый долг в 200 млн долларов. При последней попытке договориться белорусская делегация долг признала, но предложила оплатить его товарами. Это предложение вызвало у президента России Дмитрия Медведева удивление.
В понедельник рано утром Минск предпринял последнюю попытку договориться с Россией по газовым поставкам: в Москве состоялись переговоры белорусской делегации во главе с замминистра экономики Анатолием Филоновым с руководством Газпрома.
Газпром ничем не может принимать оплату за долг – ни пирогами, ни маслом, ни сыром, ни другими средствами платежей
Первый замминистра энергетики Белоруссии Эдуард Товпенец ранее пояснил «Интерфаксу», что суть переговоров будет заключаться в обсуждении «наценки (на транзит газа – прим. ред.) Белтрансгаза и связанного с этим вопроса долгов Газпрома».
Однако, как стало известно позднее, переговоры закончились ничем. «Белоруссия признает долг за газ, но предлагает оплату произвести машинами, оборудованием и разными другими товарами», – доложил президенту Дмитрию Медведеву глава Газпрома Алексей Миллер.
Между тем иностранные платежи могут приниматься только в иностранной валюте, иначе это противоречит российскому законодательству. «Газпром ничем не может принимать оплату за долг – ни пирогами, ни маслом, ни сыром, ни другими средствами платежей», – сказал президент. На вопрос Медведева, «что предлагает в связи с этим сделать Газпром», Миллер сказал, что «в соответствии с контрактом Газпром должен ввести ограничение поставок газа пропорционально объему долга».
«Приступайте тогда к соответствующей процедуре, сохраняя взаимодействие с белорусскими партнерами и побуждая их к исполнению договора и в соответствии с теми правилами, которые существуют у Газпрома с иными контрагентами», – сказал президент.
- Новый белорусский фронт
- Взаимные претензии
- «Нельзя нас так наклонять»
- У Минска осталось два дня
- Не платят из принципа
- Пять дней до расплаты
При этом Медведев отметил, что необходимо «ввести в действие решение Газпрома с оповещением наших контрагентов об этих решениях – с контрагентами, которые так или иначе связаны с этими шагами». «А с Белоруссией продолжить консультации в соответствии с теми условиями, которые мы с ними согласовали», – добавил он.
По словам Миллера, Газпром будет вводить эти меры «постепенно, по суткам и пропорционально объему долга». Он уточнил, что с 21 июня вводится режим ограничения поставок газа на 15% с последующим увеличением до 85%.
Последнее заявление Миллера прозвучало в утреннем выпуске новостей телеканала НТВ.
«Закончился отведенный срок – пять дней, который был дан белорусской стороне для урегулирования вопросов задолженности за поставку российского газа, – отметил глава Газпрома. – Задолженность не погашена, и с 10 часов утра московского времени 21 июня 2010 года вводится режим ограничения поставки российского газа».
Тем временем официальный представитель Газпрома Сергей Куприянов сообщил, что темпы снижения поставок газа в Белоруссию будут зависеть от переговорной позиции Минска.
Газпром заранее предупредил, что с 21 июня может ограничить Белоруссии поставки газа на 85% в случае неурегулирования долга. О том, что Газпром может применить в отношении Минска ограничительные меры, стало известно в прошлый вторник. Тогда Дмитрий Медведев дал Белоруссии пять дней на решение вопроса о погашении газового долга. В противном случае, указал он, Москва применит «строгие меры».
Задолженность возникла из-за того, что Белоруссия в одностороннем порядке в 2010 году платит за газ по цене 2009 года – 150 долларов за 1 тыс. кубометров, в то время как по контракту фактическая средняя цена в январе – апреле составила 174 доллара за 1 тыс. кубометров. В Газпроме опасаются, что из-за сложившейся ситуации долг Белоруссии за газ к концу года может достигнуть 500–600 млн долларов.
Тем временем Минск неожиданно объявил, что долг Белоруссии за газ равен долгу Газпрома за транзит – оба составляют около 200 млн долларов. Первый замминистра энергетики Белоруссии Эдуард Товпенец не исключил, что возможные санкции со стороны России «зацепят вопросы транзита». В Газпроме это заявление назвали «неудачной попыткой создать офсайд». Что касается транзита газа, то здесь проблем быть не должно – на газоснабжении Европы ограничение поставок не скажется.
«Я думаю, на эти проблемы стоит смотреть очень-очень спокойно. Есть техническая возможность поставить газ через Украину в Польшу», – сказал журналистам глава Газпрома Миллер, отметив, что в последнее время многие европейские страны сокращают отбор газа.
Ранее сообщалось, что если поставки газа в Белоруссию будут ограничены на 85%, это приведет к остановке ряда крупных белорусских предприятий непрерывного цикла производства, в частности ОАО «Гродно Азот». Минск настаивал, что в соответствии с контрактом Газпром вправе ограничить поставки газа в Белоруссию лишь на 15%, а не на 85%. «В соответствии с контрактом в случае неоплаты поставок газа предусмотрено ограничение, адекватное неоплаченной части», – говорил высокопоставленный источник в минэнергетики Белоруссии.
Срочно организованные переговоры с министром энергетики Белоруссии Александром Озерцом ни к чему не привели. Минск только предложил погасить долг товарами. Реакция российской стороны последовала незамедлительно. «Тот факт, что наши белорусские коллеги предложили оплатить долг оборудованием и материалами, говорит, что наши белорусские друзья долг признают», – заявил Миллер в интервью телеканалу «Россия 24».
В субботу ситуацию с Белоруссией прокомментировали все чиновники, ответственные за ТЭК: первый вице-премьер РФ, председатель совета директоров Газпрома Виктор Зубков, вице-премьер Игорь Сечин и министр энергетики Сергей Шматко.
Зубков, в частности, сказал, что Белоруссия не предоставляла России документы о задолженности за транзит газа. По его словам, если у Белоруссии есть к России какие-либо претензии, «они должны были оформить документы и их предъявить нам».
Сечин предложил разбираться с вопросом о претензиях Белоруссии к Газпрому в судебном порядке.
Разногласия между Москвой и Минском по поводу задолженности Белоруссии за российский газ могут оказаться не последними. Миллер не исключает, что соседняя республика станет хроническим должником из-за экономических проблем.