Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Как начиналось 1 Мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

13 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

10 комментариев
2 июня 2010, 16:40 • Экономика

«Позиции евро устойчивы на годы»

Улюкаев: Позиции евро устойчивы на годы

«Позиции евро устойчивы на годы»
@ РИА "Новости"

Tекст: Наталья Журавлева

Во вторник первый зампред Банка России Алексей Улюкаев рассказал о своем видении ситуации с евро. По его мнению, за будущее этой валюты волноваться не стоит, так как «позиции евро как резервной валюты устойчивы на годы». Он также отметил, что потенциал линейного укрепления рубля исчерпан и теперь возможны колебания курса как в одну, так и в другую сторону. Кроме того, по мнению Улюкаева, в России возобновился рост кредитования, и это уже стало устойчивой тенденцией.

«Ничего страшного»

Я думаю, что позиции евро устойчивы на годы, потому что за евро стоит огромная европейская экономика, большой ВВП, уже сложившаяся общность еврозоны

Позиции евро как резервной валюты устойчивы «на годы». Такое мнение в интервью «Интерфаксу» высказал первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев.

«Я думаю, что позиции евро устойчивы на годы, потому что за евро стоит огромная европейская экономика, большой ВВП, уже сложившаяся общность еврозоны», – отметил он. По словам Улюкаева, у Евросоюза «есть проблемы, связанные с тем, что монетарная политика унифицирована, а фискальная – разрознена». «Но это проблема, которую они учатся решать и решают, поэтому ничего страшного не происходит», – считает первый зампред ЦБ.

Судя по словам Улюкаева, Центробанк, как и другие консервативные инвесторы, не собирается менять принципиальную структуру своих вложений из-за снижения котировок евро. Напомним, ранее Улюкаев говорил, что порядка 47% резервов инвестированы в доллар, 41% − в евро, около 10% – в фунт стерлингов, около 2% – в японскую иену.

Валютные аналитики согласны с Улюкаевым, считая, что раздувать панику вокруг будущего евро не стоит.

«Безусловно, европейская валюта остается одним из фундаментов мирового финансового устройства», – полагает начальник аналитического отдела Forex Club Андрей Диргин. По его мнению, сейчас еврозона стоит перед серьезными испытаниями – как «залатать» зияющие дыры в бюджете проблемных стран, при этом постаравшись сохранить солидные темпы роста экономики.

«Будут предприняты дополнительные фискальные меры, в странах Южной Европы власти будут вынуждены идти на сокращение бюджетных расходов, то есть реальные доходы населения в этих странах станут падать, − предполагает Диргин. − А раз падает реальный доход, то сокращается потребительская активность. Таким образом, европейские производители будут вынуждены расширять свое присутствие на внешних рынках. И тут дешевый евро им как раз на руку».

Аналитик прогнозирует, что к концу года евро может снизиться до уровня 1,16 (евро за доллар), напомнив, однако, что в 2000 году единая валюта вообще стоила дешевле своего американского конкурента.

Потенциал исчерпан

Что касается российской валюты, то, как считает Улюкаев, вряд ли рубль будет расти дальше. «Думаю, что в основном потенциал этого линейного укрепления исчерпан. Сейчас мы вступили в полосу большей волатильности, то есть движения то в сторону укрепления, то в сторону ослабления, и мы видим это на протяжении последних нескольких недель. И, похоже, что нечто подобное будет продолжаться и дальше», – сказал он.

Более того, сейчас, по словам Улюкаева, «наступает время, когда наряду с внутридневной волатильностью будет волатильность, скажем, внутримесячная». Так что предсказывать рост или падение курса становится очень сложно: движения возможны как в одну, так и в другую сторону.

ЦБ толкает банки на кредитование

А вот рост кредитования, похоже, стал устойчивой тенденцией. По итогам года, по прогнозу Центробанка, номинальный рост кредитного портфеля российских банков составит 10−15%, а с учетом инфляции – 5−7%.

«Начиная с марта рост должен быть чуть больше, чем 1% в месяц, – полагает Улюкаев. – Нечто подобное мы наблюдаем сейчас, возможно, будет ускорение. Вряд ли будет замедление». Он считает, что банки продолжат снижать свои ставки по кредитам и депозитам.

Как раз накануне ЦБ снизил ставку рефинансирования еще на 0,25%. Сейчас она находится на максимально низком за всю историю уровне – 7,75% годовых. Ранее в интервью телеканалу «Россия-24» глава Сбербанка Герман Греф заявил, что снижение ставки рефинансирования на 0,25% «не то что может сразу повлиять на рынок», однако «это обозначение тренда на снижение».

Как отметил Греф, если Центробанк продолжит снижать ставку, то Сбербанк последует его примеру. Однако Улюкаев дал понять, что в ближайшие месяцы регулятор сохранит процентные ставки на текущем уровне.

«Вопрос − в готовности населения»

Эксперты полагают, что об устойчивой тенденции роста кредитования говорить пока рано. «Должно пройти еще несколько месяцев, чтобы посмотреть на ситуацию, к тому же лето − традиционно не самый активный период», – говорит вице-президент КБ «Интеркоммерц» Александр Турсков.

Впрочем, отметил он, сокращение кредитных портфелей банков тоже остановилось, «то есть медленно, но кредитование все же восстанавливается, а объемы выдачи уже уравновешивают погашение».

Прирост кредитного портфеля в 10−15% по итогам года будет хорошим результатом после кризиса, но недостаточным для восстановления прежних темпов роста ВВП, считает Турсков. Для сравнения: по итогам докризисного 2007-го корпоративный кредитный портфель банков вырос на 51,5%, а розничный − на 57,8%. В 2008 году прирост составил 34,3% и 35,2% соответственно.

«Вопрос кроется не столько в объемах кредитования, сколько в ставке и готовности населения и бизнеса кредитоваться по этой ставке, − конкретизирует эксперт. − Банки обладают большим количеством накопленных ресурсов, но, несмотря на многократное снижение ставки рефинансирования, больших сдвигов мы так и не увидели, т.к. спрос на кредиты как со стороны предприятий, так и со стороны населения в настоящих условиях еще мал, риски остаются высокими, а потенциал для дальнейшего снижения кредитных ставок практически исчерпан», – пояснил эксперт.

..............