Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

11 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
14 мая 2010, 21:08 • Экономика

«Создать СП вполне возможно»

Нарышкин: Слияние Газпрома и Нафтогаза важнее консорциума

«Создать СП вполне возможно»
@ Эвелина Гигуль/ВЗГЛЯД

Tекст: Наталья Журавлева

Объединение Газпрома и Нафтогаза можно рассматривать как два параллельных процесса, однако идея объединить мощности двух компаний для России стоит на первом месте. Об этом заявил глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин. Эксперты соглашаются: это более выгодно как с политической, так и с экономической точки зрения. Правда, вопрос слияния Газпрома и Нафтогаза гораздо более сложный и требует кропотливой работы.

Расставили приоритеты

Предложение о консорциуме и предложение об объединении Газпрома и «Нафтогаза Украины» можно рассматривать и как два параллельных, разных процесса

Предложенное Россией объединение Газпрома и Нафтогаза для РФ − более приоритетный проект, чем создание трехстороннего газотранспортного консорциума с участием европейских партнеров. Об этом в четверг журналистам заявил глава администрации президента Сергей Нарышкин.

По большому счету это первое официальное заявление, в котором сделан упор не только и не столько на формирование консорциума, сколько на слияние двух компаний.

Нарышкин напомнил, что идея консорциума начала обсуждаться несколько лет назад, однако «в силу действий прошлого политического руководства какого-либо движения достигнуто не было».

«Конечно, оно (предложение о консорциуме) может иметь связь с тем новым предложением, которое российский премьер сделал (в конце апреля 2010 года), о возможном объединении Газпрома и «Нафтогаза Украины». Но их можно рассматривать и как два параллельных, разных процесса», − уточнил глава кремлевской администрации.

Как раз накануне глава Газпрома Алексей Миллер сказал, что предложение об объединении «никак не связано» с идеей создания газотранспортного консорциума с участием России. По его словам «это другое предложение − более глобальное, более масштабное».

История вопроса

Напомним, в марте 2009 года Украина подписала с Евросоюзом совместную декларацию о модернизации ГТС. Киев рассчитывал на миллиарды евро инвестиций, взамен обещая создать «прозрачный» газовый рынок. Тогда и Украина, и ЕС практически исключили Россию из обсуждения вопроса. Позднее Киев и Брюссель все же заявили, что хотят видеть в этом проекте Москву.

Глава Газпрома на это ответил, что российский холдинг и его европейские партнеры заинтересованы в участии в проекте консорциума для модернизации газотранспортной системы Украины. Премьер-министр Владимир Путин в конце марта также заявил, что Россия позитивно относится к идее создания консорциума для модернизации ГТС Украины и готова вкладывать средства.

ГТС Украины протяженностью 37,5 тыс. километров включает 71 компрессорную станцию и 13 подземных хранилищ газа общим объемом 32 млрд кубометров. Пропускная способность системы в европейские страны составляет 141 млрд кубометров газа в год. Весьма значительные мощности, если учесть, что экспорт газа из России в прошлом году составил 167 млрд кубов, в 2010 году Минэкономразвития прогнозирует его на уровне 217 млрд.

Идею объединить мощности Газпрома и «Нафтогаза Украины» и создать совместный холдинг в газовой сфере впервые озвучил премьер-министр Владимир Путин 30 апреля 2010 года в Сочи на встрече с украинским коллегой Николаем Азаровым.

В начале мая Янукович уже прокомментировал идею слияния Газпрома и Нафтогаза, заявив, что к ней нужно относиться «как к одному из возможных вариантов сотрудничества с Россией в газовом вопросе». Азаров тем временем отмечал, что «экспромт Путина» «заслуживает внимания», а предложение было сделано российским премьером «из благих побуждений».

Второе слово дороже

Да, с Януковичем мы находим общий язык, но, допустим, в 2015 году власть в стране снова поменяется, и уже тут могут возникнуть сложности

Логика Нарышкина проста: раз идея слияния компаний возникла позже идеи создания газотранспортного консорциума, то она заслуживает большего внимания. «Я думаю, если российское руководство в лице премьер-министра сделало это предложение по поводу объединения активов, создания совместной компании, очевидно, для нас более приоритетным является второй (проект)», − отметил он.

Впрочем, и эксперты разделяют мнение Нарышкина, отдавая приоритет слиянию Газпрома и Нафтогаза. «Я полностью согласен с Сергеем Евгеньевичем, объединение Газпрома и Нафтогаза дало бы гораздо более серьезный энергетический импульс для нашего сотрудничества, плюс − максимальные гарантии (по транзиту газа в Европу – прим. ред.)», − заявил газете ВЗГЛЯД директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

Проблема газового консорциума в том, что окончательное решение всегда останется за Украиной. А это значит, что и транзитные, и политические риски останутся в силе.

«Да, с Януковичем мы находим общий язык, но, допустим, в 2015 году власть в стране снова поменяется, и уже тут могут возникнуть сложности», − пояснил Минченко.

Другой вопрос в том, что предложение Путина будет достаточно сложно реализовать на практике. «Пока есть общая идея, высказанная нашим премьер-министром. Сейчас стоит задача ее проработать. Насколько я понимаю, ясности в этом вопросе нет ни у Газпрома, ни у Нафтогаза. Есть политическая воля обсуждать этот вопрос, но конкретных «рецептов» не выработано», − добавил эксперт.

Точный расчет

По мнению заместителя генерального директора ИФ «Олма» Алексея Быстрова, с экономической точки зрения объединение Газпрома и Нафтогаза также выгодно обеим сторонам. «Сейчас только идет процесс переговоров. И прежде чем принимать какое бы то ни было решение, нужно все досконально просчитать», − сказал он газете ВЗГЛЯД.

Об этом же говорил и сам Нарышкин, отвечая на вопрос о том, на каких условиях возможно объединение. Он, в частности, отметил, что это вопрос переговоров. Впрочем, если они не увенчаются успехом, «это не будет являться препятствием для иного проекта, в частности, по созданию газотранспортного консорциума», считает глава кремлевской администрации.

Скорее всего, 17 мая этот вопрос будет обсуждаться на самом высшем уровне, а именно на встрече Дмитрия Медведева и Виктора Януковича. «Предполагаю, что эта тема не останется без внимания президентов», − сказал Нарышкин, слова которого приводит РИА «Новости».

Эксперты, ранее опрошенные газетой ВЗГЛЯД, признались, что видят только одну приемлемую как для России, так и для Украины «вариацию на тему слияния».

«Это может быть некий обмен активами с последующим созданием совместного предприятия. Объединить Газпром и Нафтогаз будет сложно и с политической, и с юридической точки зрения. А создать СП, куда можно будет внести ряд активов компаний, вполне возможно», − считает главный аналитик ИК «Велес Капитал» Лютягин.

..............