Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
19 комментариевТехнический секрет
Резервный фонд России «засекретят»
Владимир Путин подписал постановление, которое разрешает Минфину до 2013 года не публиковать данные о формировании и использовании нефтегазовых доходов бюджета, а также о зачислении средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Однако это не означает, что соответствующие фонды становятся «непрозрачными». Просто нефтегазовые доходы, которые раньше наполняли эти суверенные фонды, теперь будут перечисляться напрямую в бюджет.
Послабление Кудрину
Правительство РФ приостановило действие ряда актов по вопросам формирования и использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ). Об этом говорится в постановлении правительства от 21 апреля 2010 года №267, опубликованном в «Российской газете».
Минфин по-прежнему будет публиковать пресс-релизы по использованию и управлению средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния
Подписанное Владимиром Путиным постановление (вступает в силу 6 мая этого года) разрешает Минфину до 2013 года не публиковать и не вносить в правительство данные о формировании и использовании нефтегазовых доходов бюджета, а также о зачислении средств в суверенные фонды.
Механика работы
На первый взгляд, подобное постановление правительства выглядит как попытка скрыть реальное положение дел с изрядно подрастастраченными на фоне борьбы с кризисом национальными резервами.
Однако в реальности краски сгущать не стоит. «Закрытие» информации о госфондах носит вполне объективный характер. Для того чтобы понять это, достаточно вспомнить, как до последнего времени формировались оба фонда – Резервный и Национального благосостояния.
Оба были созданы в феврале 2008 года на базе Стабфонда. В них направлялись дополнительные доходы от высоких цен на нефть и газ на мировых рынках. На момент создания в фондах находилось 783 млрд и 3,05 трлн рублей соответственно (на 1 апреля 2010 года – 1,55 трлн и 2,63 трлн соответственно).
- Резервов больше не будет
- Пенсиям дефицит не грозит
- Резервный фонд на грани истощения
- Резервный фонд не бездонен
- «Правительство недорабатывает»
Оба фонда наполнялись следующим образом. Сначала доходы России от экспорта нефти и газа направлялись в бюджет в виде нефтегазового трансферта.
«Размер трансферта определялся законом о бюджете, когда трансферт был полностью профинансирован, средства начинали поступать в Резервный фонд», – цитируют «Ведомости» члена экономической экспертной группы при Минфине Елену Лебединскую.
При этом в Резервный фонд поступали не все сверхдоходы от экспорта углеводородов, а в размере, не превышающем 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. И как только объем Резервного фонда достигал этого значения, нефтегазовые доходы начинали поступать в Фонд национального благосостояния.
Кризис спутал планы
Подобная система действовала до осени прошлого года. Потом начались проблемы, связанные с резким падением доходов от продажи нефти и газа и, как следствие, дефицитом бюджета.
Как только правительство страны столкнулось с нехваткой средств, оно в полном соответствии с законом о бюджете начало изымать средства из Резервного фонда для покрытия дефицита. «Сущность Резервного фонда – он покрывает дефицит бюджета», – подтверждает старший финансовый консультант компании «Налоговик» Тамара Сударева. Однако действовавшее на тот момент законодательство обязывало Минфин сначала зачислять часть нефтегазовых доходов в Резервный фонд, а уже потом их оттуда забирать.
Сущность Резервного фонда – он покрывает дефицит бюджета
Приводила подобная абсурдная ситуация как к потере драгоценного времени, необходимого для поддержки реального сектора экономики, так и к двойному счету при бюджетных трансфертах. Соответственно, чтобы ликвидировать подобное положение дел, в декабре 2009 года в Бюджетный кодекс были приняты поправки, которые вплоть до 2013 года оставляли все нефтегазовые доходы, которые получает Россия, именно в бюджете. Кроме того, была также принята поправка, переводящая в бюджет до 1 февраля 2013 года все доходы от управления Резервным фондом и Фондом национального благосостояния.
«Пополнение не предусматривается»
Соответственно, отраслевые эксперты более чем скептически относятся к уже появившимся репликам лидеров оппозиции о якобы имеющем месте «сокрытии» властями информации о реальном состоянии российской экономики. Тем более что руководители профильных ведомств уже не раз говорили о том, что в ближайшие годы РФ и ФНБ придется туго, так как именно они выступят в качестве основных источников финансирования дефицита госказны.
В частности, министр финансов Алексей Кудрин ранее говорил, что в 2010 году Резервный фонд, скорее всего, будет полностью использован, чтобы бюджет остался на запланированном уровне расходов.
В 2010 году также будет впервые «распечатан» Фонд национального благосостояния. По прогнозу, «из этого фонда в 2010 году будет использовано 380 млрд, и, в принципе, такими темпами этого фонда за 3-4 года может не стать», рассказывала заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.
Таким образом, решение правительства России разрешить Минфину до 2013 г. не публиковать данные о зачислении средств в суверенные фонды страны выглядит абсолютно оправданным. Затем это делать, если деньги все равно пойдут не в них, а в бюджет?
Истерика оппозиции непонятна еще и по той причине, что нынешнее состояние Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (то есть те деньги, которые остались там с докризисных времен) никто засекречивать не собирается.
В частности, как заявил официальный представитель ведомства Алексея Кудрина РИА «Новости», «Минфин по-прежнему будет публиковать пресс-релизы по использованию и управлению средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на своем сайте». Не будет лишь данных о формировании суверенных фондов. И объяснения тому самое простое: виной тому не мифические «тайные махинации» правительства, а тот банальный факт, что нефтегазовые доходы пойдут не в «копилку», а напрямую в бюджет.