Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
4 комментария«В Контакте» откроет кошелек
"В Контакте" запустит свою платежную систему
Социальные сети не перестают думать о том, как монетизировать свой бизнес. В четверг стало известно, что крупнейшая российская социальная сеть «В Контакте» решила разработать собственную платежную систему. Эксперты считают задумку перспективной: это позволит одному из главных акционеров ресурса в лице Digital Sky Technologies не только получать процент с транзакций, но и существенно поднять капитализацию сети, что очень важно при будущей продаже портала.
Секрет фирмы
Крупнейшая российская социальная сеть «В Контакте» разрабатывает собственную платежную систему. Об этом в четверг сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на представителя «В Контакте».
Инвестиции в создание полноценной платежной системы с нуля начинаются от 5 млн долларов, а время на ее создание – не менее года
Возможность создания платежной системы для социальной сети, обслуживающей более 40 млн аккаунтов, широко обсуждалась на недавней конференции Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ).
По мнению председателя комитета НАУЭТ Бориса Кима, это разумный шаг для компании со столь большой интернет-аудиторией. Число пользователей (речь идет об аккаунтах) «В Контакте» составляет порядка 64 млн человек, а ежемесячная аудитория, по данным TNS, − более 18 млн человек. Около 25% «В Контакте» принадлежит Digital Sky Technologies (DST).
Движок для сети
По мнению аналитика ИК «Велес-Капитал» Ильи Федотова, «В Контакте» есть смысл вводить собственную платежную систему по двум причинам. «Во-первых, это определенные проценты с транзакций, − считает эксперт. − Во-вторых, создание такой системы полезно для увеличения капитализации ресурса, что весьма выгодно при будущей продаже акций. Конечно, пока в DST о продаже не говорят, но кто знает, как повернется ситуация завтра».
Сейчас социальные сети живут, скорее, на энтузиазме, чем на коммерческой основе. И вопрос монетизации бизнеса становится очень актуальным. «Понятно, что компания несет огромные затраты на хостинг, на сервера, трафик…» − говорит Федотов.
Между тем сегодня у сети «В Контакте» уже есть внутренняя система расчетов − так называемые «голоса», которыми можно заплатить, например, за «бонусы» в играх. По сути, «голоса» − это внутренняя валюта сети, которая продается за реальные деньги (7 рублей за голос) через SMS. Однако вывести деньги из сети легальными способами нельзя − эту услугу предоставляют «серые» обменники, которых достаточно во Всемирной паутине.
Не спугнуть клиента
- «Интернет в России еще недооценен»
- Европа хочет отобрать Интернет у США
- Twitter не хочет становиться большим
- Усманов увеличил долю в Arsenal
- Кризис поможет Интернету
Если Digital Sky Technologies удастся запустить для «В Контакте» полноценную платежную систему, то это будет первым успешным опытом монетизации социальной сети в Рунете. Пока все соответствующие попытки успехом не увенчались.
В частности, когда главный конкурент «В Контакте» − социальная сеть «Одноклассники» − попыталась ввести платную регистрацию, то поддержки эта мера у пользователей не нашла. Напротив, она стала одной из причин падения популярности этой социальной сети. По данным опроса «Ромир», проведенного осенью 2009 года, 82% пользователей Рунета негативно относятся к платной регистрации, а 77% не готовы платить за виртуальные сервисы.
В этом смысле вариант с платежной системой – очень интересная находка, потому что эта система, по сути, выступает как дополнительный сервис и вряд ли будет требовать от пользователей какой-то абонентской платы.
«Это доход для компании в виде комиссии за возможные переводы. Скорее всего, услуги будут стандартными, например, оплата сотовой связи. В этом случае компания-агент будет получать свою маржу», − поясняет Федотов.
То, что проект собственной платежной системы внутри крупной социальной сети может быть успешным, наглядно доказывает пример Facebook. На этом портале реализована возможность передавать деньги другому пользователю с помощью приложения Buxter. Пока доступны транзакции в евро и американских долларах, в ближайшее время появится возможность осуществлять переводы в британских фунтах. Buxter работает с использованием платежной системы ClickAndBuy, аудитория которого превышает 14 млн интернет-пользователей.
В ожидании лояльности
Монетизация, по его словам, должна происходить таким образом, чтобы не спугнуть пользователей
По мнению отраслевых экспертов, разрабатывая платежную систему для «В Контакте», Digital Sky Technologies надеется на такой нематериальный актив, как лояльность пользователей.
«Сейчас, к примеру, для оплаты бонусов в играх используются терминалы, которые стоят на улицах. Если все это будет реализовано в виртуальном пространстве, тем более на основе платежной системы любимой сети, думаю, это будет пользоваться успехом, − комментирует Илья Федотов. − Тем более что пользователям это станет удобно с той точки зрения, что не надо никуда ходить. Кроме того, платежная система позволит привлечь тех пользователей, у которых поблизости нет таких платежных терминалов».
Ожидаемая конкуренция
Сможет ли в перспективе платежная система «В Контакте» потеснить с рынка «Яндекс.Деньги» и даже WebMoney? Пока говорить о конкуренции рано − слишком далеко оторвались конкуренты. Так, только за сентябрь текущего года пользователи системы «Яндекс.Деньги» совершили более 54 тыс. транзакций, причем в рабочие дни совершалось в 1,3 раза больше платежных операций, чем в выходные.
«На начальном этапе конкуренции, конечно, не будет, но в среднесрочной перспективе 2−3 лет она, вполне возможно, появится, − полагает Федотов. − Правда, во многом это будет зависеть от того, насколько грамотно социальная сеть реализует свой новый проект».
Пока все предпосылки к этому есть. По крайней мере, Digital Sky Technologies владеет блокпакетом холдинга OE Investments, в который входят такие успешные проекты платежных систем, как QIWI и e-port, а также имеет пакет акций портала Mail.ru, на котором также реализована своя система платежей. При этом, как утверждает Борис Ким, инвестиции в создание полноценной платежной системы с нуля начинаются от 5 млн долларов, а времени на ее создание потребуется около года.