Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариевБогатые и бедные
Составлен рейтинг обеспеченности регионов России
Разрыв между 10 самыми «обеспеченными» и самыми «малоимущими» регионами за год несколько сократился. Самой богатой по итогам прошлого года стала Москва, а самой бедной – Ингушетия. Впрочем, тем и другим пришлось несладко. Госдолг субъектов РФ достиг 890 млрд рублей. Минфин, похоже, не слишком доволен бюджетной политикой регионов, готовясь составить для них специальный рейтинг. Транжир будут наказывать, а экономных – поощрять.
Государственный долг субъектов России в 2009 году увеличился на 48,6% и составил на 1 января 2010 года 890,9 млрд рублей. Такие данные в пятницу привел замминистра финансов РФ Антон Силуанов.
В апреле Министерство финансов составит первый рейтинг по качеству организации бюджетного процесса в субъектах РФ
Наибольший объем был у Костромской области – 79,2% от налоговых и неналоговых доходов региона, Северной Осетии – 76,3%, Московской области – 68,2%, Якутии – 67,4%, Тамбовской области – 64%, Астраханской области – 63,8%, Республики Алтай – 59,4% и Татарстана – 56,3%.
Задолженность регионов по бюджетным кредитам выросла с 40 млрд до 175 млрд, а объем ценных бумаг, выпущенных субъектами РФ, с 267 млрд рублей до 377 млрд рублей.
А вот госгарантии, отметил Силуанов, практически не увеличились.
На 1 января 2010 года регионы получили банковские кредиты на 304,5 млрд рублей, погасили – на 238,1 млрд рублей. Таким образом, чистое привлечение кредитных ресурсов от банков в прошлом году составило 66 млрд рублей, в то время как в 2008 году было привлечено около 40 млрд рублей. «То есть прирост был незначительный», – сказал замминистра, отметив, что это связано, с одной стороны, с тем, что банковские кредиты дорогие, а с другой стороны, с тем, что государство начало предоставлять субъектам РФ бюджетные кредиты.
Если государство предоставляло регионам кредиты сроком на три года по льготной ставке, то банки выделяли годовые кредиты, ставки по которым в течение года варьировались от 15% до 20%. Правда, Минфину приходилось изрядно постараться, чтобы банки вообще кредитовали регионы.
- Вышли из группы риска
- Тринадцать кризисных регионов
- Минфин советует воздержаться
- Регионы попали под раздачу
- Восемь на всю страну
«Мы многое делали «в ручном режиме», звонили в банки, писали комфортные письма, – сказал Силуанов. – По системе Сбербанка и ВТБ прошла внутренняя команда давать кредиты регионам под письмо от Минфина. Оно на самом деле ничего не представляло собой, никаких обязательств мы на себя не брали, но мы всегда банкам говорили: «Давайте кредиты, мы никаких дефолтов в субъектах не допустим».
При этом, по данным Минфина, доходы богатых и бедных регионов РФ стали отличаться меньше. Так, разрыв в доходах между 10 самыми богатыми и 10 самыми бедными регионами РФ по итогам 2009 года составил 2,8 раза против более чем 3 раз в 2008 году, отметил Силуанов. Самым богатым российским регионом по итогам прошедшего года осталась Москва, а самым бедным – Ингушетия. При этом разрыв между ними составил 40 раз.
Минфин прогнозирует, что дефицит консолидированных бюджетов регионов в 2010 году останется на уровне 2009 года – примерно в объеме 330 млрд рублей. Ситуация с поступлением налога на прибыль в регионах будет получше, чем в прошлом году, а вот «с НДФЛ трудно предсказать», отметил замминистра.
Общий объем кредиторской задолженности консолидированных бюджетов регионов за год снизился до 53,5 млрд рублей с 58,1 млрд рублей. Рост кредиторской задолженности зафиксирован в 27 регионах. Погасить кредиторскую задолженность с начала 2009 года удалось лишь 12 регионам.
Можно предположить, что Минфин не слишком доволен, как регионы тратят деньги. В апреле Министерство финансов составит первый рейтинг по качеству организации бюджетного процесса в субъектах РФ. Как пояснила журналистам директор департамента межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина, при составлении рейтинга планируется учитывать переход регионов на среднесрочное и долгосрочное бюджетное планирование, изменение статуса бюджетных учреждений, наличие или отсутствие нарушений бюджетного законодательства, сокращение недоимки по налогам и кредитной задолженности.
На основе рейтинга регионы будут распределены в три группы, и в будущем для каждой из них будут предусмотрены различные поощрительные или, наоборот, наказывающие механизмы. В этом смысле особую роль будет играть публичность рейтинга.
«Публичность имеет очень сильное влияние, в том числе и на глав администраций субъектов РФ, чтобы обратить внимание, где ты находишься среди своих соседей по качеству бюджетной организации», – сказала Ерошкина.
Предполагается, что «плохим субъектам будут вынесены очень жесткие требования, в том числе серьезные требования к руководителям финансовых органов региона».
Минфин рассчитывает, что постепенно качество управления финансами будет улучшаться. В дальнейшем планируется оценивать «динамику, насколько регион от одного уровня бюджетной организации будет переходить в другой», добавила Ерошкина.
Доходы региональной казны складываются главным образом из налога на прибыль и НДФЛ, и вряд ли поступления по данным источникам в 2010 году существенно увеличатся, считает главный аналитик ФГ «Калита-Финанс» Андрей Ганган. В этом году число «дефицитных» субъектов может возрасти, при этом в среднем расходы будут превышать доходную часть на 5–8%.
«Поэтому правительство, вероятно, помимо различных безвозмездных переводов активно будет предоставлять бюджетные кредиты региональным властям по льготной ставке. Что касается составления рейтингов, то контроль за состоянием бюджетов регионов, безусловно, нужен. И подобные проверки, и составление на их основе рейтингов могут выявить случаи неэффективного и нецелевого использования средств», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.