Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариев«Система контроля отсутствует»
Алексей Крылов: Проблемы "Капитал Тура" - урок для всех
«Кризис или какие-то внешние факторы послужили не более чем детонатором, но взрывная масса накапливалась вовсе не из-за этого», – заявил газете ВЗГЛЯД вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Алексей Крылов. Оказавшись на грани банкротства, «Капитал Тур» может винить в этом только себя, считает он.
В начале этой недели туристический рынок потрясла новость, что один из крупнейших в России туроператоров находится на грани банкротства. Из-за невыплат по кредитам оказались заблокированы счета «Капитал Тура».
Оборот – это не деньги компании, это деньги туристов. А обеспечением являются собственные средства либо ликвидные материальные активы, коих у «Капитал Тура» ноль
Ситуация остается довольно противоречивой. С одной стороны, накануне появились сообщения о разблокировании арестованных счетов компании, с другой – она приостанавливает отправку туристов с датой заезда после 17 ноября, а это означает очередное накопление долга.
РИА «Новости» со ссылкой на президента компании Игоря Бельтюкова сообщает о том, что свыше 500 клиентов «Капитал Тура» не смогут вылететь на отдых в среду. Проблемы возникли и у группы россиян, прилетевших в Дубаи, – их не хотели заселять в отель. На сайте страховой компании «Инногарант», которая является финансовым гарантом «Капитал Тура», появилось объявление о приеме заявок на возмещение ущерба.
В перспективе пострадать могут не сотни, а десятки тысяч туристов. Компания распродала туры вплоть до февраля. Между тем финансовая гарантия, предоставленная «Капитал Туру» «Инногарантом», составляет 190 млн рублей. По оценкам специалистов, этой суммы может хватить лишь на 20% всех проданных туристических путевок, передает «Интерфакс».
Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Алексей Крылов рассказал газете ВЗГЛЯД, насколько серьезно положение, в котором оказался туроператор, и что делать его клиентам.
ВЗГЛЯД: Алексей Викторович, слухи о возможном банкротстве одного из крупнейших в стране туроператоров – «Капитал Тура» – волнуют не десятки, не сотни, а тысячи клиентов компании. Можно ли сложившуюся ситуацию назвать форс-мажором?
Алексей Крылов: Это не форс-мажор. Это операционная деятельность компании. Компания не выполнила договорные обязательства перед своими партнерами, и теперь партнеры действуют в соответствии с законом. То есть здесь абсолютно простая и понятная ситуация.
Банк выдал кредит, а согласно договору если партнер не возвращает кредит, то банк обращается в суд. И суд принял обеспечительные меры. Все прошло по процедурам, никакого форс-мажора. Форс-мажор – это стихийные бедствия, действия каких-то политиков, то есть ситуация, не зависящая от компании. А здесь абсолютно все зависит. Какой же форс-мажор, если компания просто не выполнила свои обязательства?
ВЗГЛЯД: То есть вы хотите сказать, что ситуация была более чем предсказуема?
- ОП открыла «горячую линию» для пострадавших от банкротства «Капитал тура»
- РСТ: По путевкам «Капитал Тура» за границей находятся 10 тысяч человек
- МКБ заявил о готовности пролонгировать кредит «Капитал Туру»
- Один из крупнейших туроператоров России приостановил работу
А. К.: Абсолютно верно. Здесь было все предсказуемо
ВЗГЛЯД: Как же могло получиться, что «Капитал Тур» оказался на грани банкротства?
А. К.: Это бизнес. А бизнес всегда несет в себе риск. И любая компания, занимающаяся коммерческой деятельностью, рискует. И независимо от сферы деятельности, от масштабов бизнеса это может произойти с каждым.
А теперь ответ на вопрос: как так получилось, что один из крупнейших операторов дошел до такой стадии? К сожалению, у нас отсутствует система контроля, мониторинга, наконец, предотвращения таких вещей. Помните 2008 год и крах американских банков, а что творилось со строительными компаниями? Вспомним тех, кто вел, мягко говоря, рисковую, агрессивную политику во всех других сферах, – перенесите все то же самое на туризм, и получится ситуация один в один. Ничего другого я здесь сказать не могу.
Кризис или какие-то внешние факторы послужили не более чем детонатором, но взрывная масса накапливалась вовсе не из-за этого.
ВЗГЛЯД: Вообще, долг в 1,3 млрд рублей – для турбизнеса насколько это существенная сумма?
А. К.: Это очень существенная сумма. Конечно, предприниматели между собой не обсуждают долги... Но я уже 20 лет в туризме и, наверное, могу сказать, что я сомневаюсь, что есть иные туристические компании в России, имеющие подобную долговую нагрузку.
Правда, есть у нас один «монстр» – это «Интурист», и только лишь потому что у него огромные активы, он может позволить нести себе такую долговую нагрузку. Ну, то есть активы, такие как гостинцы, недвижимость и так далее. Это нормально, если долги обеспечены. Давайте добавим сюда это ключевое слово – обеспечены.
Мне неизвестны другие прецеденты с необеспеченными кредитами, потому что оборот – это не обеспечение. А у «Капитал Тура» очень огромный оборот, и госпожа Бельтюкова (гендиректор «Капитал Тур» Инна Бельтюкова – прим.) считает, что это нормальный баланс соотношения долга к обороту. Кого волнует оборот? Оборот – это не деньги компании, это деньги туристов. А обеспечением являются собственные средства либо ликвидные материальные активы, коих у «Капитал Тура» ноль.
Вице-президент АТОР Алексей Крылов опасается, что большая часть пострадавших клиентов «Капитал Тура» в случае его банкротства могут остаться ни с чем (Фото: tourinfo.ru) |
ВЗГЛЯД: По оценкам экспертов, заложниками ситуации могут стать десятки тысяч людей, купивших путевки от «Капитал Тура». В том числе те, кто уже оплатил поездки на Новый год и в течение января. Им-то что теперь делать?
А. К.: На сайте Ростуризма сегодня будут вывешены («Инногарант» обещал это сделать, мы сделаем) рекомендации людям – что делать в этой ситуации.
Есть две категории клиентов «Капитал Тура». Первая категория – это те, кто уже пострадал. Кто сейчас вернулся из поездки и был вынужден заплатить по требованию гостиницы или принимающей компании. В этом же ряду те, кто не смог вылететь сегодня и в ближайшие дни не сможет. Они уже пострадавшие. На сайте будут вывешены договор, документы и заявление – все это клиенты «Капитал Тура» должны нести в страховую компанию. Копии лучшего всего иметь заверенные. С этими клиентами все более-менее понятно, уже есть алгоритм.
Теперь берем другую группу людей, которые купили путевки на декабрь, Новый год и так далее. Им необходимо ждать действий, объявлений со стороны компании «Капитал Тур».
На сегодняшний день туроператор не объявляет себя банкротом. На сегодняшний день «Капитал Тур» заявляет о трудностях и отменяет вылеты на ближайшие даты. А это не является поводом для того, чтобы туристы шли в страховую компанию. Пока «Капитал Тур» говорит о том, что компания не отказывается от выполнения своих обязательств в будущем.
Если госпожа Бельтюкова как руководитель компании объявит о том, что «Капитал Тур» прекращает свою деятельность, объявляет себя банкротом и больше не может выполнить вообще никаких своих обязательств – вот это официальное заявление туристам нужно будет получить в компании в письменном виде, скорее всего, в виде справки, и уже с ней идти в страховую компанию, естественно, со всеми остальными документами.
ВЗГЛЯД: И, очевидно, чем быстрее, тем лучше, ведь если верить специалистам, «страховки» «Капитал Тура» может хватить лишь на 20% всех проданных туристических путевок?
А. К.: Здесь очень важный момент. Согласно правилам страхования ответственности туроператоров выплата идет в порядке поступления заявлений. Если будет объявлено о банкротстве и клиенты «Капитал Тура» все одновременно принесут заявления, тогда выплаты будут пропорциональны. Самое обидное, как вы сказали, если полную компенсацию получат первые 20% пострадавших, а остальные 80% не получат ничего. Давайте так, если по социальной справедливости, все 100% клиентов должны получить по 20–30%.
Но не факт, что так будет. Это уже вопрос социальной ответственности компании «Капитал Тур». Это зависит от них, какие формулировки (в заявлении – прим.) они примут в случае прекращения своей деятельности.
Но еще раз подчеркну: они свою деятельность не прекратили.
ВЗГЛЯД: Не грозит ли участь оказаться на грани банкротства другим операторам? Ведь все они, насколько мы поняли, активно пользуются кредитами. И тут ничего не поделаешь – бизнес такой...
А. К.: Мне сложно ответить на это вопрос просто потому, что это коммерческая тайна всех компаний. Это информация никак не собирается и никем не анализируется.
Наверное, случай с «Капитал Туром» уникальный. Для многих это будет, конечно, уроком. Давайте я скажу так: я не исключаю, что некоторые туроператоры могут оказаться в подобной ситуации. Такое может быть. Но я не имею права никого подозревать до тех пор, пока компании выполняют свои обязательства.
Это урок для всех – для нашего профессионального сообщества, для турагентств, для туристов, которые должны выбирать... Правда, «Капитал Тур» – не последняя компания на рынке.
ВЗГЛЯД: Это и пугает. Все-таки один из лидеров рынка.
А. К.: Но, как говорится, никто не застрахован.