Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

4 комментария
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

5 комментариев
7 декабря 2009, 21:17 • Экономика

Сети попали в сети

В России ограничат цену хлеба

Сети попали в сети
@ Александр Шапунов/ВЗГЛЯД

Tекст: Тимур Мухаматулин

Депутат «Единой России» Андрей Голушко внес поправку в законопроект «О торговле», согласно которой в отдельном регионе при подорожании продукта на 30% за месяц на него можно ввести предельную цену. Это распространяется на основные продовольственные товары − молоко, макароны, хлеб, муку, яйца. Сами сети пока сохраняют спокойствие, они верят, что мера носит форс-мажорный характер и применяться будет лишь в исключительных случаях.

Граница хлеба

Во внесенном в Государственную думу законе о торговле содержится норма, вводящая возможность установления фиксированной цены на продовольственные товары в регионе, передает «Интерфакс».

У производителя маржа в районе 15%, у ритейлера не превышает 10%

Как сообщает агентство, применение такой меры допускается в случае, если в течение последних 30 дней на территории отдельного региона или регионов рост розничных цен на отдельные социальные товары составил более 30%. Такая мера, согласно поправке, вводится на срок не более трех месяцев. По данным «Интерфакса», подобную поправку внес в законопроект депутат от «Единой России» Андрей Голушко.

Хлеб дорожать не будет

Список социальных товаров в законе не определен, однако депутаты предлагают отнести в этот список продукты, с которых взимается налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 10%. Таким образом, к ним относятся некоторые виды мяса, птицы и рыбы, молоко, макароны, хлеб, мука, яйца, овощи, соль, сахар, растительное масло, маргарин, продукты детского и диабетического питания.

Также закон устанавливает порог доминирования в 25% на уровне субъекта Федерации. Другими словами, если в магазинах одной торговой сети объем проданных продуктов превысил 25% от общей по региону, то новые площади сети покупать или арендовать нельзя.

В проекте закона решается и вопрос о «бонусах», то есть о деньгах, которые производитель платит сети за объем закупленных товаров. Общий объем бонуса не может превышать отныне 10% от цены приобретенных продуктов, и не распространяется на социально-значимые товары. Если законопроект пройдет все чтения и будет утвержден Советом Федерации и президентом, то соответствующие «правила игры» будут введены с 1 января 2010 года.

«Ведут себя по-хамски»

Столь большой ажиотаж, который окружает принятие закона «О торговле», объясняется двумя факторами. С одной стороны, на ритейлеров жалуются производители. Они обвиняют торговцев в поборах, системе «входного билета» (специальной выплаты за право размещаться на полках той или иной сети), задержке возвратов денег и т. д. С другой стороны, высокие торговые надбавки, особенно в кризисный год, также не могли не вызвать интереса со стороны властей.

Различные государственные органы не раз выступали с инициативами по поводу «реформирования» сетевой торговли. В частности, Минсельхоз предлагал ограничить сетевую надбавку, а после провала этого начинания предложил ввести «Кодекс добросовестных практик», определяющий отношения поставщика и ритейлера. Но и эта идея не прошла.

Летом 2009 года произошел один из самых ярких эпизодов борьбы за «новую торговлю». В минувшем июне президент России отправился во время очередного совещания по поводу закона в обычный московский супермаркет «Перекресток», расположенный в Крылатском. Путина сопровождал, в частности, глава сети X5 Retail Group, которой принадлежат «Перекрестки», Юрий Кобаладзе. Там Путин задал ему сакраментальный вопрос о ценах на свинину и заявил, что надбавка в 120% «очень большая».

Представители власти не скупились на эпитеты в адрес позиции ритейлеров. Так, во время обсуждения торгового вопроса с депутатами Совета Федерации президент страны Дмитрий Медведев заявил, что торговые сети «ведут себя по-хамски» по отношению к производителям.

Безалкогольный предел

Стоит заметить, что во многих государствах мира цены на продукты регулируются. Так, в Израиле государство вводит предельную цену на молоко и базовые продукты, такие как творог. Этот предел индексируется каждые два года, в зависимости от производственных издержек. В Греции введен предел цены на безалкогольные напитки, а стоимость пшеницы регулируется специальным Межминистерским комитетом. В Норвегии специальная ценовая инспекция устанавливает предельные цены на мясо и молоко. Во Франции же и вовсе регулируется более 90% цен на сельскохозяйственные продукты.

Сами сети довольно спокойно относятся к инициативе «Единой России». «Для нас поправка не стала новостью, она касается только социально-значимых товаров, которые и так продаются с низкой наценкой», − говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский. По его словам, эта мера рассчитана на экстренные ситуации.

Понять спокойствие сетей можно: по словам аналитика Банка Москвы Сабины Мухамеджановой, для самих ритейлеров эта норма не станет обременительной. «В случае ее применения сократят прибыль не сети, а производители − у них сейчас маржа в районе 15%, а у ритейлера не превышает 10%», − отмечает аналитик.

Делиться надо

Вообще, эксперты не считают, что установление фиксированной цены на продовольственные товары в регионе каким-то глобальным образом скажется на стоимости продуктов. «Сейчас на рынке пока еще сильны последствия кризиса, люди сократили потребление, поэтому их завлекают скидками, а в таких условиях перестраховываться и завышать цену не нужно», − считает Сабина Мухамеджанова.

По ее мнению, инициатива «Единой России» – норма для экстренных ситуаций, для которых пока нет предпосылок. «Инциденты, подобные 2007 году, когда возник дефицит сухого молока, сейчас маловероятны, так как государством создаются интервенционные фонды», − отмечает эксперт. «Норма, если ее утвердят, действительно, будет применяться крайне редко», − солидарна с ней аналитик БКС Татьяна Бобровская. − Но то, что у государства хотя бы в теории будет такой инструмент влияния на рынок, можно назвать положительным моментом».