Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
5 ноября 2009, 20:11 • Экономика

«Это хороший урок»

Владимир Путин: Дело Opel для нас хороший урок

«Это хороший урок»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Тимур Мухаматулин

Если в долгих экономических конфликтах и бывают хэппи-энды, то явно не для России. Вот и история с продажей Сбербанку и канадской Magna немецкого Opel закончилась тем, что General Motors взял свои слова обратно и не стал уступать партнерам знаменитую марку. Владимир Путин пообещал «сделать выводы», однако очередная возможность модернизировать отечественный автопром, подтянув его к лучшим мировым образцам, похоже, упущена.

Залезть в долги

В то время как Россия праздновала День народного единства, совет директоров General Motors (GM) преподнес ей своеобразный «подарок», отказавшись от сделки по продаже Opel российско-канадскому консорциуму в лице Сбербанка и Magna. При этом свое решение американский автогигант мотивировал «улучшением деловой обстановки в Европе».

И вот теперь в GM говорят: спасибо, ребята, а теперь подвиньтесь и дайте нам самим делать бизнес

Напомним: эпопея с продажей Opel тянется уже более года. Объявивший себя банкротом GM долгое время склонялся к продаже компании бельгийской инвестгруппе RHJ, однако под нажимом немецких властей в итоге выбрал предложение Сбербанка и Magna (оффер россиян и канадцев предусматривал значительно менее масштабные сокращения на немецких заводах Opel, чем бельгийский). Предполагалось, что в результате сделки консорциум получит 55% акций компании, работники Opel – 10%, а GM оставит в своем распоряжении 35% акций.

Жесткая отповедь

Неудивительно, что отказ GM от, казалось бы, уже закрытой сделки вызвал крайнее раздражение в Германии. Как передает AFP, министр экономики страны Райнер Брудерле охарактеризовал это решение как «абсолютно неприемлемое», а премьер земли Северный Рейн – Вестфалия Юрген Руттгерс заговорил об «уродливом лице турбокапитализма».

Не остался в стороне от комментариев и премьер-министр России Владимир Путин. Как сообщает «Интерфакс», он заявил, что «это не ущемляет наших интересов, но говорит о своеобразном отношении американских партнеров со своими контрагентами».

Комментировать отказ от продажи Opel пришлось даже президенту США, который, как передает AFP, через своего пресс-секретаря Роберта Гиббса заявил, что «решения GM принимаются корпоративным руководством компании, никто в Белом Доме за это не в ответе».

Нулевые инвестиции

Возникает резонный вопрос: что будет с инвестициями, которые российская сторона уже сделала в Opel? Опрошенные газетой ВЗГЛЯД аналитики полагают, что в этом плане волноваться не о чем.

«Я бы удивился, если бы Сбербанк потратил какие-то деньги на компанию, которая ему не принадлежит, за исключением разве что расходов на due diligence», – говорит директор A.T.Kearney Moscow Евгений Богданов. «Насколько я знаю, все договоренности в процессе переговоров оформлялись в виде протоколов о намерениях, то есть никаких обязывающих документов подписано не было, а следовательно, не было и инвестиций», – отмечает официальный представитель GM Россия Сергей Лепнухов.

Американский «кидок»

А вот о чем, по мнению экспертов, стоит волноваться, так это о деловой репутации страны. «Помните ситуацию с покупкой «Северсталью» компании Arcelor? – говорит источник газеты ВЗГЛЯД в правительстве России. – Тогда Мордашов раструбил всем, что этот игрок у него уже в кармане, а потом в один прекрасный день Arcelor оказалась у Лакшми Миттала, и Мордашов прилюдно сел в лужу. Только теперь в лужу сел не отдельный предприниматель, а государство».

Грубо говоря, Россию попросту «кинули

При этом, как добавляет источник, топ-менеджмент GM повел себя не просто непорядочно, а еще и донельзя цинично. «Весь последний год GM только и делала, что оттягивала принятие окончательного решения о продаже Opel. – говорит он. – Когда же экономическая ситуация чуть нормализовалась, американцы тут же пошли в отказ, сославшись на улучшение конъюнктуры. Но нужно отдавать себе отчет в том, что конъюнктура поменялась в лучшую сторону в том числе благодаря планам Magna и Сбербанка, которые были готовы развивать компанию Opel, инвестировать в расширение производства, а также продвигать продукцию компании на российском рынке».

Источник газеты ВЗГЛЯД добавляет, что в этой части была особенно заметна работа Сбербанка, который договаривался с правительством РФ по продвижению продукции Opel на российском рынке. «И вот теперь в GM говорят: спасибо, ребята, а теперь подвиньтесь и дайте нам самим делать бизнес. Такие схемы уместны для «братков» начала 90-х, но не для транснациональной компании. Грубо говоря, Россию попросту «кинули» – в приличном обществе за такие действия лицо бьют».

До победного конца

Может ли поставленный перед фактом аннулирования сделки альянс Magna и Сбербанка изменить ситуацию в свою пользу? Пока компании делают все от себя зависящее. Именно их настойчивостью можно объяснить и крайне жесткую реакцию немецких властей, и резкое выступление против GM немецких профсоюзов.

В частности, глава производственного совета Opel Клаус Франц пошел на открытую конфронтацию с GM, заявив, что «по пути обратно в General Motors мы не пойдем». В свою очередь профсоюз IG Metall объявил «утратившими силу» обязательства трудящихся Opel, ранее выразивших готовность отказаться от 265 млн евро в пользу компании в случае ее продажи консорциуму Magna – Сбербанк. А в этот четверг сотрудники четырех заводов Opel начали предупредительную забастовку в знак протеста против решения General Motors, угрожая, если оно не будет отменено, вывести на улицы 25 тыс. человек.

Главное – сделать выводы

Однако, как констатируют опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты, «поезд уже ушел», перехватить инициативу альянсу Magna и Сбербанка уже вряд ли удастся. «Opel – важное подразделение для GM, компания не хотела его продавать изначально, и я сейчас расцениваю отказ от нынешнего решения компании как маловероятный», – уверен Евгений Богданов из A.T.Kearney.

Таким образом, главное для российских властей в нынешней ситуации – это сделать из эпопеи с Opel правильные выводы. И, судя по всему, в Кремле это понимают. «General Motors никого ни о чем не предупреждал, ни о чем ни с кем не разговаривал, – сказал Владимир Путин. – В явочном порядке поставил всех перед фактом. Несмотря на все достигнутые ранее договоренности, подписанные документы юридического характера. Это хороший урок, и мы должны будем учитывать такой стиль взаимоотношений с партнерами в будущем».

Комментарии экспертов

Андрей Перла, Политолог
Андрей Перла, Политолог
Россия сегодня является экспортером капитала, а для экспортера капитала политические ограничения на таких привлекательных рынках могут иметь очень серьезные последствия. <a href=http://www.actualcomment.ru/man/307.html target=_blank><b>Читать далее</b></a