Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияКонцепцию-2020 допишут через неделю
Эксперты недовольны новым проектом концепции-2020
Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года должна быть закончена и передана вместе с планом мероприятий в правительство 20 сентября 2008 года. Окончательный вариант документа будет пятым по счету. Используя оставшиеся дни, представители деловых кругов и научного сообщества попытались сформулировать свои предложения по корректировке документа. В пятницу они даже предложили переписать его заново.
В Общественной палате РФ состоялся круглый стол, посвященный обсуждению Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года. Его организовали Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» и Ассоциация независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) совместно с комиссией Общественной палаты РФ по экономическому развитию и поддержке предпринимательства и рабочей группой Общественной палаты РФ по реализации приоритетных национальных программ.
Государство само нуждается в модернизации. Оно … не может делать все сразу. В этом смысле у него нет средств на достижение поставленных целей
Круглый стол был посвящен обсуждению последней версии концепции и проекта основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2020–2030 годов, которые подготовлены Министерством экономического развития РФ и другими министерствами и представлены 1 августа 2008 года в правительство России.
В работе приняли участие представители органов исполнительной власти, члены Общественной палаты РФ, эксперты центров, входящих в Ассоциацию независимых центров экономического анализа и группу «Сигма», представители бизнес-сообщества, общественных организаций и научно-исследовательских институтов.
Они обсудили приоритеты государства в долгосрочной перспективе в макроэкономической, денежно-кредитной и фискальной политике, затронули направления экономики, которые будут являться первостепенными для государства при осуществлении инновационно-промышленной политики для модернизации и повышения конкурентоспособности экономики страны.
В целом эксперты остались недовольны проектом.
Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев* отметил, что за время работы над документом возникли новые факторы, которые говорят, что страна развивается в ином международном контексте, чем планировалось изначально.
За этот период уже начала вырисовываться новая модель развития экономики – не инновационная, а социально-инновационная, которая ориентирована не на стабилизацию макроэкономических показателей, а на развитие бизнеса и конкурентной среды.
Есть в документе место частной инициативе и даже прописано снижение НДС, правда непонятно, когда это произойдет и как именно.
«В концепции появилось понятие «инновационно-промышленная политика», то есть МЭР делает попытку сформировать приоритетные отраслевые направления», – похвалил чиновников Гуриев.
Но на этом похвалы закончились. Эксперт отметил, что концепция таковой не выглядит и вообще структура документа требует изменений. Она от раза к разу становится все шире и тяжелее.
«Концепция должна подразумевать доктрину с четко сформулированными задачами, а на этой основе будет строиться стратегия регионального развития и так далее», – говорит он.
Гуриев считает, что в основе должны лежать социальные цели, опирающиеся на рыночные рельсы, а рынок в свою очередь ориентирован на внутренний спрос и вообще эта концепция должна быть понятна не только чиновникам, но и самому населению.
Директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев пояснил, что, кроме фундаментальных положений, концепция должна выполнить роль основы для документов нижестоящего уровня – отраслевых и региональных стратегий и пр.
«Министерство экономического развития считает, что цели в документе поставлены амбициознее некуда и прогноз предполагает долю везения, потому что не все будет зависеть от правительства, как, например, цены на нефть», – пояснил он.
При этом Фомичев оговорился, что в МЭР осознают необходимость баланса между привлекательностью целей и их досягаемостью. И если правительство одобрит концепцию, то на ее основе должна быть выстроена и бюджетная стратегия, а это может стать проблемой.
- Кудрин пошел в атаку
- Премьер приказывает богатеть
- «Единая Россия» оценит стратегию
- Концепцию-2020 подправили
- Новая экономика для новых граждан
«Нельзя проводить инерционную бюджетную политику, как это делает Минфин, при инновационном курсе развития страны», – говорит он.
Представитель МЭР признал, что в концепции обозначились такие сложные направления, как создание модели новой пенсионной и налоговой системы, необходимость выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, однако, похоже, в этом ведомстве готовы рисковать.
«Если ничего не менять, возникает риск кризиса экономики», – заявляет Фомичев.
Эксперт общественной организации «Деловая Россия» Игорь Пилипенко заметил, что в проекте бизнес выступает объектом, а не субъектом реализации экономической политики государства, в то время как он является большой силой, особенно в условиях постоянного укрупнения. По последним данным, на 500 крупнейших компаний России приходится 81% всей прибыли, которую получает национальный бизнес.
При этом никак не учтена роль малого и среднего бизнеса, во всяком случае, не обозначено, за счет чего его доля должна резко вырасти.
«В документе прописано, что вырастет объем инноваций и увеличится производительность труда, но нет целевых показателей», – отметил эксперт.
И действительно, к 2012 году валовой объем инвестиций должен вырасти в 1,8 раза по сравнению с 2009 годом, а производительность труда – на 140%. В то же время расходы на НИОКР составят всего 1,4–1,6% от ВВП страны – это слишком мало для рывка.
Пилипенко отметил, что в последнем проекте документа значительно урезан региональный блок, но видно, что к 2020 году многие регионы не получат принципиального развития. В России, судя по всему, закрепится тенденция концентрации ресурсов в нескольких региональных центрах и усилия государства будут по-прежнему сосредоточены на нескольких точках роста.
Старший вице-президент ОАО «АКБ «Росбанк» Михаил Ершов указал на то, что при составлении такого программного документа нужна согласованность с другими финансовыми документами, регулирующими работы фондового, финансового рынка и денежную политику, а пока оценка притока инвестиций сделана без учета внешних факторов. А денежное предложение и формирование ресурсной базы предполагается на основе внутренних факторов развития российской экономики.
«Нам необходимо учесть внешние риски, с которыми сталкивается финансовая система страны», – отметил он.
Сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин был еще более жестким в оценках и назвал проект документа лицемерным.
«Мы обсуждаем лицемерный документ, который неисполним в принципе, – отрезал он. – В нем не выделены риски и угрозы национальной безопасности, не оценена роль ВПК и силовой компоненты».
Он отметил также, что в проекте концепции нет понимания ряда практических проблем. Например, отмечена поддержка НИОКР, но не обозначено, где будет развиваться промышленное внедрение в условиях кадрового голода.
«Стране требуется 7 млн мигрантов, на постсоветском пространстве мы их не найдем. Получается, мы должны приглашать специалистов из КНР, Таиланда и Индии», – возмущается он.
Мало того, Россия позиционируется как энергетическая держава, но в документе нет ни слова о развитии новых технологий в условиях роста цен на энергоносители. Между тем в мире занимаются этой проблемой очень активно. Не выделена роль биоресурсов в условиях продовольственного кризиса, перечисляет Дискин.
Выпущена из внимания и такая проблема, как изменения структуры страны и плотности населения. Маленькие села и города вымирают, и люди концентрируются вокруг крупных центров. Спасти ситуацию могут только гигантские вложения в развитие инфраструктуры.
Научный консультант фонда «Институт экономики города» Леонид Смирнягин заострил внимание на демографической проблеме и неравномерности развития регионов. Последнее является спецификой ускоренного роста экономики. Если заниматься выравниванием регионального развития, то рост замедлится. Тем не менее МЭР планирует одновременно решать обе задачи.
«Можно сделать упор на ускоренном росте экономики, а полученные средства перераспределять между бедными регионами. Но они начнут бунтовать, особенно в условиях разгула коррупции», – заметил он.
Президент Ассоциации независимых центров экономического анализа Александр Аузан посетовал, что подобные обсуждения рискуют остаться ритуальными и не иметь большого резонанса. Он выразил мнение, что Россия вообще пребывает в таком состоянии, что не может быть «субъектом модернизации».
«Государство само нуждается в модернизации. Оно большое и по многим позициям доминирует, однако оно не может делать все сразу. В этом смысле у него нет средств на достижение поставленных целей», – опасается он.
Тем не менее выработанные по итогам круглого стола предложения будут переданы в правительства РФ по усовершенствованию текста Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года.
Олег Фомичев признался, что выложенная на сайт МЭР третья версия документа на самом деле не последняя и в разработке находится четвертая, которая еще не обязательно станет окончательной. А пятая должна быть готова 20 сентября и внесена на согласование правительства РФ.
«В аппарате правительства России говорят, что документ хотят принять как можно скорее», – говорит Фомичев.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом