Глеб Простаков
Нефтяные активы как барометр мира
Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «Лукойла» – 28 февраля.
0 комментариев
Глеб Простаков
Нефтяные активы как барометр мира
Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «Лукойла» – 28 февраля.
0 комментариев
Геворг Мирзаян
Почему Европа никогда не пойдет против США
Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.
3 комментария
Сергей Миркин
Как Зеленский зачищает политическую поляну на Украине
На фоне энергетического кризиса и провалов ВСУ на фронте политические позиции Зеленского слабеют. В такой ситуации репрессии – один из способов удержать власть. Но есть ли для этого у офиса Зеленского силовой и правоохранительный ресурс?
2 комментария
Тему «Экономический рост, налоги и инфляция» обсуждали в РИА «Новости» директор департамента стратегического анализа «ФБК*» Игорь Николаев, эксперт Института экономики переходного периода Лев Фрейнкман и руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Как раз выступления Ясина ожидали с особым любопытством – министр экономики Эльвира Набиуллина всегда гордилась, что была его ученицей.
18–20% – это тот порог роста инфляции, после которого начинается реальное замедление экономического роста
До сих пор основным оппонентом министра экономики выступал заместитель министра финансов, «отец налоговой реформы» и автор Налогового кодекса РФ Сергей Шаталов. Звучали и разрозненные голоса «за» или «против» снижения НДС. Но, по крайней мере, со стороны противников снижения до сих пор не было громкого выражения их совместной позиции. А накануне 1 августа, конечно, Сергею Шаталову поддержка не помешает.
В четверг он ее получил.
Лев Фрейнкман, взявший слово первым, решил сразу расставить приоритеты.
«Вопросы устойчивости и качества экономического роста сегодня гораздо важнее, чем вопрос ускорения экономического роста и снижения налоговой нагрузки», – отрезал он. Остальные эксперты тихо кивали, и стало ясно – это и есть коллективный ответ Набиуллиной, причем – ей нежелательный.
Налоговое бремя, по мнению Фрейнкмана, далеко не столь существенный фактор, чтобы сдерживать экономический рост. Главная макроэкономическая проблема на сегодня – это инфляция. Именно она подрывает основы долгосрочного экономического роста.
«Инфляция сейчас не только высокая, но и нестабильная. А нестабильность инфляции, как показывает пример других стран, в частности стран Латинской Америки, связана с сокращением инвестиций», – пояснил он.
Тем не менее, заметил Лев Фрейнкман, ситуация в российской экономике довольна хорошая, поэтому необходимости «подгонять» экономический рост нет. И уж тем более – делать это с помощью снижения ставки налога на добавленную стоимость, которая остается камнем преткновения между Минфином и Минэкономразвития.
«Нельзя сократить налоги, не создав при этом высокие риски, особенно в случае со снижением ставки НДС», – подчеркнул эксперт.
Встал Евгений Ясин. И сразу занял еще более жесткую позицию в этом вопросе.
«Никаких очередных реформ в налоговой системе проводить не нужно. По каким налогам необходимо менять ставки в первую очередь? Ни по каким, включая НДС. Вместо того, чтобы улучшать администрирование этих налогов, предлагают изменить структуру налоговой системы, – иронизировал он. – А ведь одно из важнейших качеств налоговой системы – ее стабильность. Однако власти идут по пути наименьшего сопротивления, предлагая что-то изменить не там, где это нужно, а там, где это легче сделать».
Вообще, проблема экономического роста не стоит так остро, считает Евгений Ясин, как нам это преподносят. «5,8% при нашей нынешней ситуации – более чем достаточно», – подчеркнул он.
Игорь Николаев позволил себе не согласиться только с мнением, что в 5,8% экономического роста за первое полугодие нет ничего страшного.
«Темпы роста промышленного производства в июне снизились на 0,9% даже по сравнению с маем. Таких низких показателей не было уже очень давно. На мой взгляд, это вызвано тем, что инфляция все-таки начала выходить из-под контроля. А она является проблемой номер один для перспектив экономического роста», – Николаев уже, кажется, в десятый раз вслед за другими участниками дискуссии практически процитировал постулат про связь инфляции с ростом, который есть в тех экономических учебниках, по которым учил Ясин Набиуллину.
Постулат звучит примерно так: высокая инфляция становится преградой для инвестиций, рост объемов которых и «подталкивает» экономический рост.
По словам Игоря Николаева, темпы прироста в основной капитал в мае существенно замедлились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «15,4% – это не на 24%», – подчеркнул он, добавив при этом, что в июле темпы роста инвестиций в основной капитал еще снизятся.
«А это значит, что 0,9% роста промышленного производства за июнь нам еще покажется неплохим результатом. Мы прогнозируем, что за текущий месяц темпы роста окажутся отрицательными», – заключил он.
И в этом смысле ориентироваться надо не на потребительскую инфляцию, а на рост цен производителей.
«Годовая инфляция к концу мая в области добычи полезных ископаемых составила 31%, в добывающих отраслях – 24,4%. При этом 18–20% – это тот порог роста инфляции, после которого начинается реальное замедление экономического роста», – говорил эксперт. – Поэтому надо бороться с инфляцией, а не пытаться снижать налоги. Тогда и с перспективами экономического роста все будет нормально».
В числе способов борьбы с ростом цен он назвал отказ от ускоренной индексации тарифов естественных монополий, отказ от практики заморозки цен, что еще наблюдается в отдельных регионах, а также своевременное таможенно-тарифное регулирование.
Лев Фрейнкман подхватил тезисы коллеги. Он призвал бороться с инфляцией старым дедовским методом, замедляя рост расходов бюджета и проводя политику «дорогих» денег.
Сомнений у экспертов не вызывает то, что налоги трогать ни в коем случае не надо. Гораздо важнее для бизнеса решение проблемы инфраструктурных ограничений экономического роста (трудности с электроснабжением, газоснабжением и т. д.) и администрирования налогов.
Журналисты все это выслушали и попросили экспертов дать прогнозы: будет ли снижена ставка НДС или нет.
Лев Фрейнкман с сожалением заметил, что последнее «скорее мечта, чем научный прогноз».
Игорь Николаев с уверенностью сказал, что ставка снижена не будет.
Евгений Ясин предположил, что налог все-таки снизят, добавив, что инфляция в этом случае окажется уже на уровне 16%.
Хотя сейчас прогноз по инфляции на конец 2008 года у экспертов один: не менее 14%. Игорь Николаев считает, что позиция Минфина в вопросе НДС будет поддержана именно потому, что власти боятся инфляцию больше, чем главу Минэкономразвития.
«Если Минфин будет говорить об угрозе роста инфляции, вполне возможно, что к его мнению прислушаются», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
Между тем, свой прогноз в четверг озвучил и экс-министр финансов РФ, нынешний глава банка «ВТБ 24» Михаил Задорнов.
«13% инфляции по году – шанс получить есть, ниже – нет», – сказал он. Напомним, правительство РФ прогнозирует инфляцию по итогам 2008 года на уровне 10,5%.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ