Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

5 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

8 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
11 июля 2008, 17:45 • Экономика

Лукашенко пошел на приватизацию

Дерипаску зовут спасать белорусскую экономику

Лукашенко пошел на приватизацию
@ Reuters

Tекст: Ольга Одноколова,
Минск

Вчера первый белорусский вице-премьер Владимир Семашко объявил о том, что в стране начинается массовая приватизация. В ближайшие три года здесь будет приватизировано 519 предприятий. Одним из первых государство планирует продать Минский автомобильный завод (МАЗ). Среди его возможных покупателей – владелец холдинга «Базовый элемент» Олег Дерипаска. На большинство других белорусских активов правительство тоже надеется подыскать российских покупателей.

«Мы сейчас стоим на пороге акционирования крупных предприятий, в ближайшее время они будут акционированы», – заявил первый вице-премьер Владимир Семашко на собрании союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)». Он отметил, что «правительство дало команду начинать процесс на одном из таких предприятий – на МАЗе... Здесь нет никакой чрезвычайщины. Раньше мы сдерживали процесс приватизации, мы не распродали свои предприятия, как это произошло в соседних странах».

У Белоруссии нет другого выхода, кроме как пустить русских в МАЗ

Семашко не пояснил, что получилось в итоге – теперь дороже можно продать или, наоборот, построенные при СССР производства вовсе безнадежно устарели.

Зато он фактически признался, что прежние ресурсы исчерпаны и нет больше сил у государства содержать бывшие социалистические гиганты, надо их поскорее сбыть, чтобы в конец не разориться.

Первый вице-премьер сказал об этом так. Мол, в настоящее время страна подошла к новому пониманию развития экономики через акционирование. Раньше крупные белорусские промышленные предприятия работали с расчетом на получение льготных кредитов, ссуд, льготного налогообложения и таможенного режима. «Но так дальше продолжаться не может, масштабы растут, и мы должны переходить к цивилизованному процессу приватизации через акционирование», – подчеркнул Семашко.

До сих пор в Белоруссии цивилизованной называли как раз административно-командную систему управления экономикой. Теперь готовы об этом забыть и зовут частный капитал.

По данным Семашко, МАЗ в этом году инвестировал в развитие производства 380 млн долларов и произведет 26 тыс. автомобилей. Но до 2014 года в развитие завода необходимо вложить еще миллиард долларов как минимум, чтобы попытаться удвоить выпуск продукции – до 50 тыс. машин. А задача перед МАЗом – производство более 80 тыс. машин.

Вообще-то в автомобилестроении право на жизнь имеет производство, производящее не менее 100 тыс. машин в год. Может быть и меньше, только это уже не настоящее производство, а цех «по сборке кубиков» – автомобилей из завозных комплектующих. Трудно сказать, имел ли в виду Семашко то, что МАЗ будет превращен в такой участок по сборке чужой техники. Но вряд ли Дерипаска или любой другой инвестор захочет вкладываться в производство МАЗов, которые невозможно сбыть нигде, кроме как в Белоруссии, а это очень маленькая страна. И пока еще в России, до ужесточения экологических требований к выбросам, которое российское правительство не намерено откладывать бесконечно.

Но Олег Дерипаска нацелен на МАЗ. В мае этого года в Минске состоялась встреча владельца холдинга «Базовый элемент» (в него входит группа компаний «Русские машины») с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. На ней обсуждался и вопрос о создании совместного с МАЗом предприятия.

Обращаясь к Олегу Дерипаске, Александр Лукашенко сказал: «Мы готовы строить отношения на основе рыночных, цивилизованных методов. Меня привлекают предложения, которые Вы сделали еще год назад». Сдерживающим фактором для развития отношений тогда было то, что аналогичные предложения Белоруссия получила и от КамАЗа, отметил президент. «Я готов принимать решения, если мы согласуем подходы, общее видение перспектив», – добавил он.

Может быть, Дерипаску интересуют и еще какие-то активы в Белоруссии. Но пока известно только о его переговорах по МАЗу.

«В условиях роста цен на ресурсы и конкуренции Белоруссии нужно повышать эффективность производства, – обозначил задачи нынешней приватизации в интервью газете ВЗГЛЯД независимый экономист Леонид Злотников. – У государства нет для этого возможностей, и нужно привлекать иностранные инвестиции». При этом он уточнил, что разгосударствление не будет эффективным, если одновременно не изменятся условия ведения бизнеса.

По мнению эксперта, при этом на преференции российскому капиталу на белорусском рынке рассчитывать не приходится. «Наше правительство стремится создать конкуренцию между российским и другими капиталами, – отметил Леонид Злотников. – Есть большие опасения, что российский бизнес сможет диктовать свои условия. Поэтому можно говорить о том, что правительство проводит процесс сдерживания российского капитала».

Между тем, по мнению экономиста исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Александра Чубрика, именно по приобретению МАЗа у российского бизнеса большие шансы. «Россияне давно проявляли интерес к МАЗу. Если смотреть на статистику, 74% экспорта грузовых автомобилей и тягачей идет в Россию – это ключевой рынок», – рассказал эксперт. По его мнению, в этой ситуации для российского капитала есть два варианта: или купить предприятие и получить с него прибыль, или создать альянс с другими партнерами и просто выдавить белорусов с рынка. «У Белоруссии нет другого выхода, кроме как пустить русских в МАЗ», – заключил экономист.

По планам приватизации, которые были вчера опубликованы в постановлении белорусского правительства, за 2008–2010 годы планируется продать 519 предприятий. Как сообщают информагентства, за это время белорусское государство также продаст 147 акционерных обществ, созданных в процессе приватизации. В текущем году планируется акционировать 176 предприятий, в том числе МАЗ, Минский моторный завод, Минский механический завод им. С.И. Вавилова и др.

..............