Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

5 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
11 ноября 2008, 20:56 • Экономика

Игнатьев пытается задержать деньги

ЦБ повысил ставку рефинансирования

Игнатьев пытается задержать деньги
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Владимир Бекметов

Во вторник к восьми вечера закончилось заседание совета директоров Банка России. Думали, как сделать так, чтобы банки, которым правительство оказывает помощь деньгами, не конвертировали их мгновенно в валюту и не вывозили сразу за границу, а использовали по предназначению. Решили, что надо поднять цену казенных денег, то есть – поднять процентные ставки. Похоже, что ЦБ считает исполненной свою миссию по накачиванию рынков деньгами.

В официальном сообщении ЦБ сказано так. «Совет директоров Банка России в рамках мер, направленных на снижение уровня оттока капитала из России и сдерживание инфляционных тенденций, принял решение о повышении ставки рефинансирования Банка России и процентных ставок по операциям, проводимым Банком России», цитирует релиз ПРАЙМ-ТАСС.

Недостатка в ликвидности нет, и пришло время «прочистить трубы», как говорят в ЦБ, или «пробить тромбы», как выразился недавно президент Дмитрий Медведев

Ставка рефинансирования повышена с 12 ноября до 12 процентов годовых с 11 процентов. Ключевые ставки по кредитным и депозитным операциям также повышены на один процентный пункт, за исключением ставки по операциям «валютный своп», которая была повышена сразу на 2 процентных пункта до 12 процентов годовых.

Таким образом, российские денежные власти избрали стратегию прямо противоположенную их американским коллегам. В Штатах цена денег снижается, хотя и там, кстати, план Полсона не спешат начать реализовывать и пока ни цента из обещанных 700 млрд долларов никто не получил.

А ведь до сих пор Россия и США, не сговариваясь, делали примерно одно и тоже. Теперь, значит, подошли к развилке. Американцам грозит дефляция, бороться с которой не менее трудно, чем с инфляцией, но решения можно принимать довольно популистские. Россиянам еще угрожает недобитая инфляция, для борьбы с которой придется идти на непопулярные меры.

Есть и другие различия, а главное среди них то, что американские банкиры доллары в другие валюты переводить не спешат и за границу их не эвакуируют. У главы же ЦБ Сергея Игнатьева к вечеру вторника был простой выбор: либо идти на отмену свобод по валютным операциям, либо поднимать ставки, чтобы сдержать бегство капитала. Вернее, выбора не было. Потому, во-первых, что сам господин Игнатьев жестких, но либеральных взглядов человек. А во-вторых, премьер Владимир Путин считает – и заслуженно, своим достижением именно то, что рубль стал фактически конвертируемой валютой, а Путин сдаваться не любит и рынки из-за действий банкиров-спекулянтов закрывать не намерен.

Похоже, впрочем, что вторничное решение Игнатьева не было спонтанным. Скорее, оно планировалось загодя. Финансовый сектор деньгами насыщен. Критики властей уже неделю или две говорят, что зря, мол, впрыскивают столько рублей в экономику, не в недостатке рублей дело, а в непроходимости экономического организма. Вот теперь, когда очевидно недостатка в ликвидности нет, и пришло время «прочистить трубы», как говорят в ЦБ, или «пробить тромбы», как выразился недавно президент Дмитрий Медведев.

С макроэкономической точки зрения решение тоже оправдано. ЦБ новыми ставками взвинчивает цену денег. Российских, кстати, денег. Что и требуется в ситуации, когда курс рубля падает и грозит упасть ниже того уровня, на который его спланировано опустить ради поддержки экспортеров.

По всем параметрам действия ЦБ РФ в последнее время выглядят безупречными. И до сих пор Банку России удается обойтись без того, чтобы переписывать законы страны. Например, те из них, которые запрещают ему прямо финансировать отрасли.

Как сработает решение о повышении стоимости рубля (заметим, последовавшее сразу после решения о расширении границ валютного коридора на тридцать копеек в каждую сторону), рынок увидит в ближайшее время. Пока есть все основания полагать, что это поможет решить две задачи.

Первая – закрыть вывоз денег спекулянтами.

Должно сработать, ведь в помощь Игнатьеву задействован весь административный ресурс государства.

Вторая – не допустить неконтролируемого роста курса доллара по отношению к рублю.

Должно сработать, если, конечно, не случится какой-нибудь гадости, типа падения цены нефти ниже 30 долларов за баррель.

Сложнее будет добиться главного. Чтобы деньги пошли в реальную экономику не по директивным распоряжениям с сопутствующей всегда им коррупцией или, что не слаще, халатностью. А по рыночным законам.

Но все последние действия ЦБ дают основания предположить, что у Игнатьева в запасе есть еще «пара трюков». И предприятия деньги получат. И доллар выше 28, в крайнем случае – 29 рублей в ближайшие месяцы никак не прыгнет.

..............