Ирина Алкснис Ирина Алкснис Переход дипломатии к военным аргументам – последний звонок для врага

Можно констатировать, что Киев с Европой почти добились своего, а Вашингтон получил от Москвы последнее предупреждение, которое прозвучало в исполнении российского министра иностранных дел.

5 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев «Файлы Эпштейна» открыли обыкновенный фашизм

Сдается мне, что вот это публичное насаживание свиной головы Эпштейна на кол – скорей дымовая завеса от того, что в реальности происходит сейчас в некоей группе «влиятельных лиц».

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.

17 комментариев
22 августа 2006, 17:45 • Экономика

Андрей Савельев: «Основная задача – защитить бабушек»

Андрей Савельев о перспективах ипотеки

Андрей Савельев: «Основная задача – защитить бабушек»
@ Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

Tекст: Дмитрий Муравьев, Петр Канаев

Председатель совета директоров Москоммерцбанка Андрей Савельев уверен, что ипотека в России станет доступнее: снизятся и ставки по кредитам, и первоначальный взнос. А на кредитовании малого бизнеса российские банки рискуют потерять много денег, считает топ-менеджер.

- Андрей Николаевич, какие банковские продукты сейчас наиболее перспективны?

Лидеры рынка ипотеки отличаются от аутсайдеров именно реальностью и скоростью выдачи кредитов

- Ипотека. Во всем мире по объемам долга частных лиц лидируют ипотечные банки. Кредиты под залог недвижимости станут в России самым крупным классом розничных активов. По моим оценкам, это произойдет уже через два года. Объем ипотечных займов обгонит объемы автомобильных и потребительских кредитов.

Макроэкономическая ситуация у нас очень неплохая, и люди все меньше опасаются потерять работу. Они начинают прогнозировать свою жизнь на 10-15 лет вперед и не опасаются покупать квартиру в долг.

Ситуация с предложением ипотеки на рынке сложнее. Декларативно этот продукт предлагают практически все банки. В действительности получить кредит у большинства конкурентов очень сложно.

Лидеры рынка ипотеки отличаются от аутсайдеров именно реальностью и скоростью выдачи кредитов. Лидеров не много. Это Сбербанк, Москоммерцбанк, «Дельта Кредит», Городской ипотечный банк и, наверное, все.

- Как будет развиваться ипотека? Снизятся ли ставки и взносы по кредитам?
- Снизятся и ставки, и первоначальный взнос. На рынке уже есть продукты, не предполагающие первоначального взноса. Ставки также пойдут вниз, но незначительно – им не дает упасть в первую очередь ставка ЛИБОР, которая определяет стоимость рефинансирования кредитов банками.

- Если ипотека – самый перспективный продукт, то почему крупные банки не упрощают процедуру выдачи кредитов?
- Многие банки имеют слишком широкие продуктовые ряды и не могут сконцентрироваться на достижении конечного результата в каждом продукте. У них бывает тридцать, сорок, пятьдесят – до двухсот разных продуктов. А двести продуктов – это двести разных процедур. Успех будет за теми банками, которые сфокусируются максимум на пяти-шести ключевых продуктах.

- Москоммерцбанк в рознице занимается не только ипотекой?
- Мы идем по жестко сфокусированной стратегии. В розничном сегменте на первом месте – ипотека, на втором – автокредитование, на третьем будут пластиковые карты. И отдельно – корпоративное кредитование среднего бизнеса. При этом масштабным кредитованием малого бизнеса мы не занимаемся. В случае с малыми предприятиями сделана ставка на лизинг.

 Председатель совета директоров Москоммерцбанка Андрей Савельев (фото Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД)
Председатель совета директоров Москоммерцбанка Андрей Савельев (фото Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД)

- Почему игнорируете малый бизнес?
- У меня своеобразное мнение о российском малом бизнесе. В том состоянии, в котором он сегодня находится, этот сегмент рынка для кредитования, не обеспеченного твердыми залогами (недвижимостью, автотранспортом), неинтересен. Пока малый бизнес находится в тени, это высокорисковый сегмент, на котором российские банки рискуют потерять много денег. Исключение в данном случае – это лизинговые операции, при которых не передается право собственности на объект.

- Чего вы ожидаете от рынка в обозримом будущем?
- Сейчас я вижу три тенденции развития банковского сектора России. Во-первых, очевидно дальнейшее усиление государственных и иностранных банков за счет долей частных российских кредитных организаций.

Это происходит, с одной стороны, за счет быстрого роста Сбербанка, Внешторгбанка и Газпромбанка. С другой стороны, расширяется присутствие иностранных банков на российском рынке – благодаря органическому росту и скупке российских банковских активов.

Во-вторых, в секторе по-прежнему сохраняется избыток денежной ликвидности. Сложилась благоприятная макроэкономическая ситуация, поэтому денежная масса растет и оседает в банковском секторе. Избыток денег приводит к снижению процентных ставок. Лидеры здесь те же – государственные и иностранные банки.

В-третьих, частные банки чувствуют ужесточение конкуренции. Большинство из них выбирают одно из двух – либо уходят в розничное кредитование, чтобы увеличить капитализацию и стать привлекательными для иностранного бизнеса, или превращаются в нишевых игроков с учетом своей специализации.

- Это положительные тенденции?
- В целом положительные. Банковский сектор вполне здоров.

- Вас не настораживает рост невозвратов по розничным кредитам?
- Настораживает, но не настолько, чтобы опасаться системного кризиса. Доля потребительских кредитов в суммарных банковских активах пока довольно мала. Но для отдельных небольших банков невозвраты могут оказаться фатальными.

Самая эффективная мера не допустить плохого кредита – не выдавать его. Нужно более тщательно проверять заемщиков и жестче взыскивать. На Западе распространен аутсорсинг взысканий. У банков часто даже нет собственных служб безопасности. Взысканием занимаются коллекторские агентства. Но в России эффективных коллекторских агентств фактически нет. Они занимаются в основном судебными взысканиями. А это не всегда эффективно. Взыскивается максимум 20% долгов.

- Не преувеличивает ли государство свою роль в банковском секторе?
- Как и в любом бизнесе, роль государства в банковской сфере должна оставаться регулирующей. В России нужно регулирование, направленное на достижение двух целей – развитие конкуренции и защиту мелких вкладчиков. Государство не должно защищать крупных частных вкладчиков. У них вполне достаточно информации и знаний, чтобы сделать суждение о том, в какие банки они вкладывают деньги. Основная задача – защитить бабушек. Они не будут разбираться в тонкостях банковских рейтингов. Государство начало справляться с этой задачей с момента создания системы страхования вкладов, хотя пока она не опробована.

- Интересует ли российские банки рынок стран СНГ?
- Интересует, но по-разному. ВТБ создает банковский холдинг, который будет работать во всех странах содружества. Сбербанк тоже начал скупать активы в соседних государствах. Выход на новые рынки также ищут банки, специализирующиеся на потребительском кредитовании.

В случае с другими российскими банками совершенно неочевидно, зачем нам нужно идти в СНГ. Банки выходят на международный рынок не от хорошей жизни, а когда в своей стране уже нечего делать. У нас рынок растет очень бурно. До сих пор не охвачены регионы.

- Москоммерцбанк останется в стороне от процесса консолидации в банковской отрасли?
- Планов по покупкам и крупным сделкам у нас нет. Будет расти самостоятельно. Москоммерцбанк – это по сути иностранный банк. У нас есть все, чтобы в долгосрочной перспективе развивать розницу и сегмент кредитования среднего бизнеса.