Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

2 комментария
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
10 февраля 2010, 16:33 • Культура

На липовой ноге

«Тщеславие»: Закулисье молодой литературы

На липовой ноге
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Кирилл Решетников

В романах, посвященных трудам и дням писателей, видится какая-то тавтология. Не говоря уже о том, что тема эта многим неинтересна. Но современная российская литературная жизнь, кажется, предоставляет такой богатый материал для разного рода памфлетов и карикатур, что удержаться просто невозможно – особенно тем, кто в ней активно участвует. Серию нелицеприятных окололитературных зарисовок продолжает новый роман Александра Снегирева «Тщеславие».

Когда читаешь то, что пишут молодые русские прозаики о себе подобных, испытываешь сильное нежелание быть писателем. Или, по крайней мере, русским прозаиком.

Победа сулит 5 000 долларов, известность и шанс вернуть девушку

Неподражаемым проводником в ту юдоль скорби, которую представляет собой среда обитания заурядных писателей, выступил в свое время самый печальный из нынешних русских реалистов Роман Сенчин. Герой его повести «Вперед и вверх на севших батарейках», начинающий прозаик, обманчиво тождественный автору, посещал форум молодых литераторов в Липках и отправлялся на некое культурное мероприятие в Берлин, но главное – вел обычное для себя существование. Жизнь, настоянную на алкоголе, мелочном соперничестве, семейных ссорах и необоснованных, кажется, творческих амбициях.

Истории о людях искусства традиционно предполагают столкновение неординарной личности с миром, в котором она является уникумом, штучным товаром. Но вместо драмы гения Сенчин показывал драму посредственности, и выглядело это более убедительно, чем некоторые романы о гениях, особенно написанные недавно.

Пару лет спустя свой вариант трагикомического писательского паноптикума предложила Анна Козлова, отвечающая за наиболее жесткую версию молодежной прозы. В ее повести «Превед победителю» быт и взаимоотношения современных русских писателей представали редкостным, феноменальным, запредельным безобразием. Даже с поправкой на специфическую манеру Козловой, чьи упражнения в шоковом письме автоматически усиливают все негативное, чтение это очередной раз отбивало охоту становиться русским писателем. По крайней мере, обычным, вынужденным начинать с нуля и осваивать общепринятые творческие практики.

Снегиревское «Тщеславие» − еще один опыт в том же духе. 27-летний Димка, любящий записывать смешные истории, по совету друзей пишет рассказы, и друзья отправляют их на литературный конкурс «Золотая буква», вдобавок придумав своему подопечному псевдоним Михаил Пушкер. Есть надежда, что таким образом Димка справится с навалившимися на него жизненными проблемами: победа сулит 5 000 долларов, известность и шанс вернуть любимую девушку. Сочинения Димки попадают в шорт-лист.

Преимущество всех этих памфлетов в том, что они не являются сатирой для внутреннего пользования
Преимущество всех этих памфлетов в том, что они не являются сатирой для внутреннего пользования

Эта завязка служит для того, чтобы переселить героя в далеко не идеальную мини-вселенную предпремиального литературного общения. В доме отдыха «Полянка», где проходит семинар с участием финалистов и членов жюри, Димка сталкивается лицом к лицу со своими соперниками, и тут выясняется, что все они, мягко говоря, не очень честны. Стремясь к победе, едва ли не каждый прибегает к анекдотическим ухищрениям, имеющим довольно мало общего с литературой. Не отстает от них и новоявленный Пушкер, вознамерившийся «заложить» обманщиков.

Знаменательно, что и Сенчин, и Козлова, и Снегирев не просто описывают литературную среду, но в той или иной степени касаются деятельности литературных институций, описывая различные мероприятия (даже у Козловой, рассказывающей совсем не об этом, упоминается круглый стол молодых авторов, организованный журналом «Плакат» №187).

В снегиревской «Полянке» при желании опознаются небезызвестные «Липки», где регулярно проходят семинары молодых авторов, в «Золотой букве» − премия «Дебют» (Снегирев стал её лауреатом в 2005 году), а смехотворные корифеи словесности, входящие в жюри, напоминают кое-кого из реальных персон.

Преимущество всех этих памфлетов в том, что они не являются сатирой для внутреннего пользования. Снегирев, как и его предшественники, в состоянии заинтересовать окололитературными курьезами читателя, никогда не участвовавшего в липкинских семинарах и не стремившегося выиграть конкурс дебютантов. И если литературе необходимо иногда питаться собственной плотью, то лучше уж смеяться над буднями горе-писателей, чем паразитировать на чужих текстах, как это было принято еще совсем недавно.