Никита Анисимов Никита Анисимов Для Кубы начался обратный отсчет

Наследники кубинской революции за годы санкций научились жить в условиях перебоев с электричеством, нехватки бензина, даже дефицита продуктов и лекарств, но вот бороться со своим географическим положением они не в силах.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Европа наступает на те же грабли, что и в 1930-е

Европейские политики не будут участвовать в создании единой архитектуры европейской безопасности, хотя именно этого ждут их избиратели и именно это объективно нужно сейчас большой Европе, включающей Россию.

10 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Против кого создают «мусульманское НАТО»

На Востоке происходит очевидное перераспределение сил. По его итогам определится общая конфигурация и соотношение потенциалов региональных и внерегиональных игроков в Восточном Средиземноморье, Персидском заливе и Южной Азии.

0 комментариев
8 июня 2009, 17:34 • Культура

Бродскому вернули облако

В Лондоне подправили русский шедевр

Tекст: Виктория Ульянова

Искусство наших соотечественников по-прежнему пользуется спросом за рубежом. На этот раз с молотка пойдут Рерих, Кустодиев, Нестеров и не менее «аппетитные» лоты. Самый интересный из них – восстановленный шедевр Исаака Бродского «Нянька с детьми». Первоначальная цена возвращенной «Няньки» составит 300–500 тыс. фунтов. Как уточняет Джо Викери, глава департамента русского искусства Sotheby’s в Лондоне, «произведения Исаака Израилевича Бродского являются огромной редкостью на арт-рынке».

Одним из несомненных сокровищ нынешних торгов станет «Сельская ярмарка» (оценивается в 1–1,5 млн фунтов стерлингов) Бориса Михайловича Кустодиева (1878–1927).

Бродскому вернули «изначальный» вид, продолжили холст вверх, вытянули деревья и даже не поскупились на облако

Картина из частного собрания подписана и датирована 1920 годом. Для тех, кто знаком с биографией художника, этот факт имеет определенное значение: известно, что Кустодиев страдал от болезни позвоночника, перенес операции на спинном мозге, и в 10-х годах его состояние резко ухудшилось.

Он писал прикованный к инвалидному креслу, по памяти. Писал и удивлял своим мастерством (Бетховену глухота также не помешала создавать музыкальные шедевры).

«Сельская ярмарка» – образец кустодиевских пасторальных картин из жизни русской провинции. После революции образ патриархальной России, еще не тронутой катаклизмами, мирной, безмятежной, этакой застывшей во времени воплощенной идиллии, пользовался большим успехом и на родине художника, и в Европе.

Суриков как-то написал: «О, Кустодиев, Кустодиев, его имя страшно успокоительно действует на душу...» Надо думать, что и в Лондоне спрос на картину будет высок, только оценивать ее будут уже по другим критериям: ясное дело, только лишь за российскую безмятежность (сомнительный, надо сказать, товар) не выставят такую цену.

Другой топ-лот аукциона – уникальное полотно Исаака Израилевича Бродского (1883–1939). «Нянька с детьми», шедевр русского неоимпрессионизма, долгие годы считалась безвозвратно утерянной. Предположительно, картина была написана в 1910-м, продана пару лет спустя, а вскоре после этого след ее загадочным образом затерялся в истории.

Как выяснилось впоследствии, в 1950-х годах ее приобрел римский коллекционер, будучи уверенным, что перед ним Клод Моне. Подпись художника он разобрать не смог (что ж, по-русски читает не каждый итальянец), а вот высокое расположение линии горизонта его удивило – очень уж несвойственно Моне. Вывод был сделан на редкость правдоподобный: предыдущие владельцы обрезали картину и добавили поддельную подпись.

В итоге Бродскому вернули «изначальный» вид, продолжили холст вверх, вытянули деревья и даже не поскупились на облако. В настоящий момент реставраторы Sotheby’s вернули горизонт на место. Стоимость возвращенной «Няньки» оценивается в 300–500 тысяч фунтов стерлингов. Что неудивительно: как уточняет Джо Викери, глава департамента русского искусства Sotheby’s в Лондоне, «произведения Исаака Израилевича Бродского являются огромной редкостью на арт-рынке».

На торгах выставят также три картины из собрания Коулфакс. Соня Коулфакс была заметной фигурой в русской эмигрантской среде Нью-Йорка, охотно принимала у себя в гостях русских художников и музыкантов, а в 20–30-е годы активно пополняла свою коллекцию в США и Европе.

Представленные на торгах картины из ее собрания организаторы аукциона оценили по достоинству: «Даму в интерьере» Сергея Арсеньевича Виноградова (1869–1938) отдадут любому желающему за 150–200 тыс. фунтов. Кстати, «Дама» – одна из первых работ, написанных в Риге (Виноградов был очарован «упоительной тишиной» этого города).

Два других лота – «Одинокая женщина» Михаила Васильевича Нестерова (100–150 тыс. фунтов) и снова Кустодиев: на этот раз эскиз декораций к несостоявшейся постановке Островского («В провинции», 300–500 тыс. фунтов стерлингов).

За 300–400 тыс. фунтов с молотка пойдет «Абстрактная композиция» Александра Константиновича Богомазова (1880–1930).

Богомазов – яркий представитель украинского авангарда, смелый экспериментатор. Его «Композиция» наполнена ритмической пульсацией: взгляд приковывают к себе переплетающиеся диагонали, острые углы и насыщенные цвета.

Еще одним дорогим лотом станет «Сокровище» Николая Константиновича Рериха (1874–1947). Типичный карельский пейзаж, выполненный кистью мастера, лаконичный, с тщательно продуманной композицией и философским подтекстом, оценен в 300–500 тыс. фунтов.

Русское искусство на сегодняшний день считается перспективным направлением, недаром Sotheby’s, один из старейших аукционных домов, активно участвует в Неделе русских торгов, а в 2007 году первым открыл свое отделение в Москве.

В 1988-м, после легендарного аукциона в нашей столице (11 тысяч посетителей, 3,5 млн долларов – огромная в тех условиях сумма), русский арт-рынок продолжает завоевывать новые позиции, а совокупный оборот русских торгов превышает сотню миллионов долларов. Правда, это несколько процентов от общего оборота того же Sotheby’s, но и то хлеб.

Собственно, можно смело утверждать, что четыре главных аукционных дома – Sotheby's, Christie's, McDougall's и Bonhams – русским искусством заинтересовались всерьез и, видимо, надолго. Да и пресловутый кризис не так уж кошмарно отразился на спросе: видимо, до русского кошелька он добрался, а вот на русское искусство лапу пока еще не наложил.