Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
19 ноября 2009, 14:00 • Культура

Квестный путь

"Маруся-2": Смертельно опасный квест

Квестный путь
@ Артем Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Кирилл Решетников

Читатель, следящий за беспрецедентной серией «Этногенез», в какой-то степени уподобляется ее героям: маршрут его тоже оказывается извилистым. Метаисторический эпос, выстраиваемый в рамках проекта, складывается из нескольких эпопей, которые развертываются параллельно, перемежая друг друга. За бестселлером «Маруся» – пробным камнем и блиц-экскурсией в Россию 2020 года – последовала первая книга цикла «Блокада», раскрывающего эзотерические тайны Второй Мировой. И только затем появилась «Маруся-2: Таежный квест» – возвращение в 2020-й.

Вторая «Маруся» начинается там, где кончается первая. В активно обсуждаемом ныне рубежном году, который наступит через 11 лет, старшеклассница Гумилева неожиданно оказывается в центре событий тревожных, загадочных и удивительных даже для конца первой четверти нового века.

Таежный квест» – универсальное постфэнтези с моралью, романтикой, философией и однозначными политическими акцентами

Эпизоды «Маруси», появившейся до «Таежного квеста» и принадлежащей перу Полины Волошиной и Евгения Кулькова, складываются в одну большую завязку, в код, который только предстоит расшифровать. Марусю, вернувшуюся в Москву после поездки в Сочи, атакуют таинственные незнакомцы, злодеи и подозрительные благодетели. Все они как-то связаны друг с другом, и путешественнице просто необходимо рано или поздно постичь эту связь, иначе она рискует стать жертвой собственных ошибок, и далеко не единственной.

Что было нужно человеку с прозрачной кожей, следившему за Марусей в аэропорту, и кто он такой? Чего на самом деле хотел профессор Бунин, исполнявший роль ее наставника в нижегородском научном лагере? Что за таинственный ген содержится в Марусиной крови, которую пытался выкачать элитный китайский бандит? А главное – каково происхождение миниатюрных металлических фигурок, дарующих своим владельцам сверхчеловеческие возможности? И, в частности, ящерки, попавшей к Марусе не совсем понятным путем и защищающей ее от смерти?

«Таежный квест», написанный фантастом Сергеем Волковым, – не то чтобы кладезь ответов, но, тем не менее, идеальный сиквел. Новорожденная вселенная первой «Маруси» вступает здесь в пору счастливого детства.

Обладательницу спасительной ящерки забрасывают в глухую тайгу, снабдив минимумом необходимого снаряжения и коммуникатором, работающим только на прием. Здесь Маруся будет вынуждена преодолеть крутой маршрут и пройти суровую школу выживания.

Устроители этой экстремальной «Зарницы», главным из которых как будто бы является фальшивый доброжелатель профессор Бунин, пробуют навязать девушке чудовищную миссию – она должна убить своего отца, крупнейшего русского бизнесмена и кудесника инновационных технологий Андрея Гумилева, который, впрочем, пока находится вне досягаемости (к ужасу Маруси, привыкшей рассчитывать на его помощь). На коммуникатор героини приходят аудиовизуальные материалы, представляющие Гумилева предателем, коррупционером и циничным дельцом, приносящим людские жизни в жертву своим проектам. Нечто шокирующее выясняется и в отношении Марусиной матери, пропавшей много лет назад в этой самой тайге.

Отягощенная внутренней борьбой – верить или не верить наветам на родителей? – героиня движется к неизвестной до поры до времени цели. Компанию ей составляет добрый реликтовый гоминид, принадлежащий к породе ёхху: этакая смесь сибирского аборигена, снежного человека и Чубакки из «Звездных войн». Путь героев – нечто среднее между «Одиссеей» и подвигами Геракла: в сказочной тайге свои циклопы и гидры, свои Сциллы и Харибды, свои волшебные помощники и даже свой оракул.

Сюжетная машина «Таежного квеста» работает, как часы: все детали подогнаны друг к другу с микронной точностью. При этом время постоянно убыстряется. Действие, маятникообразно курсирующее между «экшном» и перерывами на сон в уготованных путникам пристанищах, к середине книги набирает крейсерскую скорость. В конце Маруся уже не идет, а почти летит по направлению к Черной башне, где ее ждет истина в последней инстанции.

«Таежный квест» – универсальное постфэнтези с моралью, романтикой, философией, внятными литературными аллюзиями и однозначными политическими акцентами. Это роман о трудности выбора и о его необходимости. О взрослении и о болезненном пересмотре того, что казалось несомненным. О влюбленности, представляющей собой нечто астрономически далекое от любви. И о 1990-х, когда страна имела большие шансы превратиться в деградировавшую нищую зону, населенную криминальными элементами: обнаруженные в тайге жестокие дикари-морлоки, получившиеся из забытых перестроечными властями шахтеров и говорящие на блатной фене, – персонажи явно эмблематичные.

Маруся похожа одновременно и на кэрролловскую Алису в Стране чудес, и на Алису из светлого советского будущего, изображенного Киром Булычевым (на такую родословную Маруси дополнительно намекает появление в «Таежном квесте» девочки Алисы – героини, правда, второстепенной и отрицательной). Маруся – это, несомненно, булычевская Алиса сегодня. Вымышленная сибирская этнография у Волкова сродни той, что присутствует в романе Людмилы Петрушевской «Номер Один, или В садах других возможностей». А Бунин соперничает здесь с Гумилевым.

В свете всего этого даже миссия Маруси по спасению мира, известное жанровое клише, выглядит не совсем так, как в голливудских блокбастерах.

Магистральная тема древних зооморфных предметов, дарующих бессмертие, власть и сверхспособности, объединяет «Марусю» с «Блокадой» Кирилла Бенедиктова и другими, еще не вышедшими книгами «Этногенеза». Однако эта красная нить – не единственное, что их связывает.

Уже по трем опубликованным книгам видно, что «Этногенез» – не подборка романов с продолжением, а среда обитания. Она не только зависит от создающих ее авторов, но и влияет на них, погружает их в себя, при этом не лишая индивидуальности. Тот же «Таежный квест» можно с одинаковым успехом рассматривать и в контексте «Этногенеза», и в ряду других книг Сергея Волкова.

Но, разумеется, главный обитатель этой среды – не тот, кто пишет, а тот, кто читает. И он-то уж точно не сможет пожаловаться на тесноту и плохой климат.