Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
11 комментариевТри славянские культуры минус Украина
За кулисами название фестиваля «Славянский базар» склоняли на все лады. Базар, вокзал, базарить, не базарь. Особенно Надежда Бабкина усердствовала. Лингвистический поп-фолк, как он есть. Но фестивальные десять дней пролетели незаметно – два-три концерта в день, спектакли, кинопремьеры, пресс-конференции.
Ударение в названии фестиваля все-таки стоило бы ставить на первое слово. Славянский! Три славянских страны семнадцать лет назад решили проводить совместный фестиваль искусств. Нашлись и деньги, и организаторы, и политические выгоды, и экономические резоны, и творческий азарт.
Украина вычеркнула себя
Из-за теракта в Минске, случившегося за неделю до открытия, в Витебске ввели беспрецедентные требования безопасности
С тех пор утекло немало воды в реке Десна, на которой стоит Витебск.
Незыблемо продолжает выситься батька Лукашенко. Но на Украине сменилась власть, теперь в ее приоритеты никак не входит культурное сближение со своими соседями.
Сразу после «оранжевой революции» в Киеве украинских артистов на фестивале стало ощутимо меньше. В нынешнем году и вовсе дело ограничилось сольным концертом победительницы Евровидения Русланы.
Похоже, Украина потеряла к «Славянскому базару» всякий интерес, даже в рамках учтивости. Под Украиной, конечно, нужно понимать исключительно чиновничество. Представить себе артистов, которые откажутся сюда приехать и выступить на прямом телеэфире, – просто невозможно. Значит, решение политическое.
В России власть тоже сменилась, стала прагматичной. О чудо, в рамках этой прагматичности общеславянский фестиваль искусств все-таки остался в приоритетах. Именно поэтому руководитель президентской администрации Сергей Нарышкин прилетел в Витебск на церемонию открытия.
Для Белоруссии и России фестиваль остается весьма значимым событием. Здесь выступают самые знаменитые поп-звезды (хотя и оскудело их число в этом году), национальное телевидение ведет трансляции мероприятий, сюда приезжают знаменитые актеры и модные кинорежиссеры.
Некоторую формальность симбиоза разных видов искусств компенсирует фирменное белорусское радушие и отчаянная самоотверженность оргкомитета, работающего буквально круглосуточно.
Из-за теракта в Минске, случившегося за неделю до открытия «Славянского базара», в Витебске ввели беспрецедентные требования безопасности. Чем едва не убили фестивальный дух.
Бесконечные досмотры сумок и изымание любых жидкостей, кроме воды, запрет на продажу пива и алкоголя с 16 часов до 8 утра – все это привело к тому, что жители Витебска принялись просто игнорировать фестивальную территорию.
И если раньше около летнего амфитеатра было не протолкнуться от гуляющего радостного народа, то в этом году и народа было очень мало, и радостным его уже тоже было не назвать.
Попсовость
Приезд таких исполнителей, как Сергей Лазарев, вывел фестиваль в ряды топ-событий в шоу-бизнесе (фото: С. Мальцева /NEWSmusic.ru) |
Однако же этим фестиваль и ограничился. Единственный джазовый концерт с громким именем Давида Голощекина оказался, по сути, сборным концертом относительно малоизвестных артистов и несколькими стандартами в исполнении спешащего на поезд Голощекина под аккомпанемент ансамбля классического джаза Валерия Киселева.
Общий крен в сторону попсы мог бы поправить концерт артистов богатой на таланты Белоруссии, однако получилась однообразная череда второсортных фанерных попсовиков, причем с неумеренной патриотической тематикой.
Этнические музыканты появились только на открытии фестиваля в коротких номерах. За рок-музыку почему-то отвечали группы «Город 312» и диско-трэш «Токио».
Причем в одном из витебских клубов все-таки прошел фестиваль настоящего белорусского рока и альтернативы, однако в программу фестиваля его не включили и многие о нем вообще не знали.
Три спектакля в рамках фестиваля – три ипостаси театра. Эммануил Виторган в постановке «Он, Она и Дженни» (режиссер Юрий Иоффе) и моноспектакле «Выход» показал класс психологической драмы.
- У Белоруссии открылся второй голос
- Билан совершил чудо!
- Вадим Пономарев: «Евровидение» дает Европе новые песни
- Филипп Киркоров: «Надо петь живьем!»
- У Белоруссии открылся второй голос
Юрий Стоянов в спектакле театра «Балтийский дом» «Перезагрузка» в роли шестимесячного ребенка сыграл ироническую комедию. А два спектакля московского театра им. Рубена Симонова «Шерше ля фам» и «Брызги шампанского» по новеллам Михаила Зощенко – и вовсе карнавал шуток самой широкой доступности.
Поскольку поп-артисты, к сожалению, выступали почти исключительно под фонограмму, то стоило бы выделить тех, кто достойно спел живьем. И тут несомненной королевой нынешнего «Славянского базара» стала Лайма Вайкуле.
Еще на открытии фестиваля она достойно вышла из каверзной ситуации – на первых тактах «Вернисажа» у нее разрядился микрофон. Пока несли другой, Лайма стала петь с залом безо всякого микрофона.
На сольном часовом концерте, сложившемся из сплошных хитов, Лайма пела свой кабареточный поп столь изящно и технически безупречно, что даже после ухода певицы со сцены зал продолжал петь за нее…
Большую часть плей-листа составила «программа по заявкам» – из зала выкрикивали названия песен, и Лайма тут же начинала петь, а ее живой ансамбль подхватывал с лета. Такое мастерство по нынешним временам дорогого стоит.
Конкурс разделил жюри и зрителей
Экспансивная голландка Юли смогла запомниться многим (фото: С. Мальцева /NEWSmusic.ru) |
Сравнивать успехи его победителей с успехами других серьезных конкурсов, вроде «Новой волны» или «Пяти звезд», было бы некорректно. Однако лучше всех были украинские артисты – Гран-при Таисии Повалий в 1993 году, вторая премия Александра Пономарева в 1994 году, Гран-при Русланы в 1996 году сделали их весьма популярными в своей стране. То же самое можно сказать о многих белорусских лауреатах.
Председателем жюри конкурса стал автор мюзикла «Нотр-Дам» Риккардо Кочианте. Кроме того, в жюри вошли артисты (Олег Газманов, Лайма Вайкуле, Ядвига Поплавская и другие) и функционеры.
Поскольку никаких общих критериев у такого разномастного жюри из 11 стран мира быть не может, а дальнейшим продюсированием победителя конкурс не занимается, результаты голосования носят весьма субъективный характер.
Больше всего этому жюри понравился пластичный литовец Донатас Монтвидас, подражающий манерам пения известных артистов. Российская Лена Валевская и белорусский Виталий Гордей неизбежно поделили первую премию. Вряд ли кто-то из победителей способен стать звездой или хотя бы запомниться надолго.
А вот экспансивная голландка Юли смогла запомниться многим – почти единогласно все аккредитованные журналисты отдали приз прессы именно ей, и овации зрителей были гораздо громче после выступлений Юли, нежели кого-либо из фаворитов жюри.
Фестивалю повезло с погодой. Основная площадка – Летний амфитеатр, и это важно. Всего один раз пошел почти тропический косой ливень, и сумел замочить зрителей. В остальные дни стояла теплая влажная погода.
К этому фестивалю над амфитеатром построили крышу, так что теперь только косые дожди способны принести неудобство зрителям. Витебчане, впрочем, народ предусмотрительный, и про зонтики не забывают.
Стоит рассказать о том, что это единственный фестиваль, имеющий свои деньги для участников – «васильки». Купюры напечатаны согласно всем правилам защиты от подделок, и принимаются в большом количестве кафе и ресторанов.
Конечно, фестивалю есть, к чему стремиться. Отчаянно не хватает современного актуального искусства – перформансов, выставок.
Не хватает живой дискуссии о путях развития национальных культур, и отдельных жанров в частности. На фестивале престижно выступать – количество заявок всегда превышает возможности. Однако обилие парадных гала-концертов явно довлеет над ценностью вдумчивых арт-событий.
Всего за десять дней фестиваля состоялось около 80 различных мероприятий, которые посетило более 150 тысяч человек. Фестиваль освещали более 500 журналистов – словом, размах нешуточный.
Если «Славянскому базару» удастся справиться с попсовостью и стать смотром актуального, а не официозного искусства славянских государств, – будущее у такого фестиваля самое лучезарное. Хотя бы потому, что никаких конкурентов в этой нише нет и пока не предвидится.