Ситуация совершенно не меняется от того, на сто километров летят западные ракеты или на сто один. И все, кому надо, это понимают. И те, кто собирается палить, и те, кто собирается на это как-то отвечать.
0 комментариевСкромное обаяние экранизаций
Иногда режиссер не ищет сценарий, а вдохновляется прочитанной им (или продюсером) книгой. Причем, речь не всегда идет о литературном шедевре, подчас экранизируется откровенная халтура и получаются неплохие фильмы. Сложно представить тот особый способ видеть буквы, которым киношные люди смотрят на текст, но взгляд этот явно отличается от такового же у простых смертных читателей. Поговорим об экранизациях – и знаменитых книг, и забытых. Обзор лучших фильмов недели – в традиционной рубрике «ВЗГЛЯДа».
Остаток дня (18 мая, воскресенье, СТС, 01.00) 9/10
По сравнению с обитателями городка традиционно эксцентричные англичане «нервно покуривают
Замечательный фильм Джеймса Айвори, снятый в 1993 году. Сначала предполагалось, что фильм будет снимать Майк Николс, и недавний нобелевский лауреат Гарольд Пинтер даже написал для него сценарий, но фильм достался Айвори – и продюсеры не прогадали. Сюжет ленты − пронзительная драма о невозможной любви дворецкого (его играет Энтони Хопкинс) и экономки (Эмма Томпсон) в старой усадьбе начала XX века. Почему эта любовь невозможна (и, в то же время, неизбежна), можно понять, только зная тонкости этикета прислуги английских аристократов. Литературная основа фильма – роман замечательного английского (!) прозаика Кадзуо Исигуры. Эта книга получила Букеровскую премию в 1989 году и издана у нас «Иностранкой».
Полночь в саду добра и зла (15 мая, четверг, Россия, 00.30) 8/10
Фильм Клинта Иствуда, снятый в 1997 году по книге Джона Берндта, лучшая лента Иствуда-режиссера. Удачно преодолев в новом качестве навязанные ему экраном амплуа безжалостных полицейских и задумчивых ковбоев, Иствуд показал себя как режиссера-моралиста, преодолевающего собственные рамки («Человек из притона», «Идеальный мир», «Белый охотник, черное сердце»). Герой фильма, молодой журналист, приезжает в небольшой американский городок, чтобы написать репортаж о приеме у тамошнего богача. Нравы в этом местечке, мягко говоря, странные, по сравнению с обитателями городка традиционно эксцентричные англичане, что называется, «нервно покуривают». Всё это снято настолько стильно, что «забивает» детективный сюжет, который кажется второстепенным. В главных ролях Кевин Спейси и Джад Лоу.
Умереть во имя (15 мая, четверг, ТВ Центр, 02.20) 8/10
- Кино под мирным небом
- Весенние игры социума
- Апрельские кинотезисы
- Мифы нового времени
- Выбор за вами
Фильм Гаса ван Сента, снятый в 1995 году. Николь Кидман играет дамочку, одержимую телевидением. Она ведет прогноз погоды на провинциальном ТВ и готова любой ценой сделать телекарьеру, вплоть до убийства своих близких – чужими, разумеется, руками. Фильм снят в необычной рваной манере, перемежающей куски интервью и фрагменты реальности. Постепенно из этого крошева выкристаллизовывается зловещий сюжет. Фильм снят по книге Джойс Менард. Любопытно, что героиня романа задается вопросом, на ком бы мог жениться Том Круз, не предполагая, что именно эта актриса будет исполнять ее роль в экранизации.
Стычка в ночи (17 мая, суббота, НТВ, 01.05) 7/10
Фильм Фрица Ланга, снятый в 1952 году. Великий немецкий режиссер («Нибелунги», «М», «Метрополис») после предложения Геббельса занять важный пост в немецкой киноиндустрии предпочел уехать в Америку. Там он снимал преимущественно нуары, оставаясь в статусе живого классика. «Стычка в ночи» − экранизация пьесы, много лет с успехом шедшей на Бродвее. Драма о жителях маленького рыбацкого городка, куда возвращается главная героиня после бурных лет, проведенных в мегаполисе. Ее играет знаменитая актриса тех лет Барбара Стэнвик («Леди Ева», «Двойная страховка»). В этом фильме получила первую крупную роль молодая, но перспективная актриса, которую звали Мэрилин Монро.
Шейх (16 мая, пятница, Культура, 10.50) 6/10
Фильм Джорджа Мелфорда, снятый в 1921 году, экранизация романа Эдит Халл. Писательница специализировалась на восточной экзотике и писала книги про шейхов и пустыни, которые Голливуд экранизировал одну за другой. Нас, собственно, интересует не автор литературной основы фильма и даже не режиссер, хотя «Шейх» считается лучшим его фильмом − Мелфорд за двадцать с небольшим лет снял 150 лент, а потом переквалифицировался в характерные актеры. Фильм стоит посмотреть главным образом потому, что в нем играет Рудольфо Валентино. Все мы слышали об этом культовом актере, но мало кто видел фильмы с его участием, в лучшем случае – байопик Кена Рассела. Так что, вот она – редкая возможность увидеть великого актера, киноикону 20-х годов.
Прощай, оружие! (18 мая, воскресенье, Первый канал, 01.50) 5/10
Вторая экранизация знаменитого романа Эрнеста Хемингуэя, фильм, снятый в 1957 году Чарльзом Видором («Гилда», «Девушка с обложки»). Собственно, эту ленту должен был ставить великий Джон Хьюстон, но он поругался с продюсером Дэвидом Селзником, и тот его уволил. Хемингуэй был крайне недоволен выбором на главную роль жены Селзника, актрисы Дженифер Джонс. К началу съемок фильма ей исполнилось 38 лет, а ведь она должна была играть двадцатилетнюю медсестру! А приглашенный на главную мужскую роль Рок Хадсон был вынужден из-за этого отказаться от съемок в фильме «Бен-Гур», о чем впоследствии сильно горевал. «Прощай, оружие» не стал шедевром, от атмосферы романа там мало что осталось, но посмотреть его стоит хотя бы для того, чтобы понять, как кино может пользоваться книгой, выделяя из нее нужные для экрана сюжетные линии и оставляя другие за кадром.