Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
11 комментариевАпрельские кинотезисы
Канал «Культура» завершает показ грандиозного «Декалога» – кинополотна польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского, «экранизировавшего» десять заповедей. Это не морализаторство и не умильное христианство, а плавное, но неотвратимое погружение нашей обыденности в духовный контекст, поверяющий собой «условия человеческого существования».
На этой неделе будут показаны шесть серий (22–24 апреля, 23.55), среди них едва ли не самая известная лента цикла «Короткий фильм об убийстве». Об остальных фильмах недели – в традиционной рубрике газеты ВЗГЛЯД.
Трудности перевода (26 апреля, суббота, НТВ, 00.15) 8/10
Показ фильма актуален еще и в связи со скандалом, развернувшимся вокруг открытия Олимпийских игр в Китае
Фильм Софии Копполы, снятый в 2003 году. Второй фильм дочери известного режиссера Фрэнсиса Форда Копполы. Впрочем, можно уже не оглядываться на знаменитого отца – София Коппола вполне самостоятельный и оригинальный режиссер, что она доказала уже первым своим фильмом «Девственницы-самоубийцы».
«Трудности перевода» – романтическая комедия об американцах, мужчине и женщине, встретившихся в ночном Токио. У каждого своя семья, но их тянет друг к другу, словно магнитом, – родственные души, несмотря на разницу в возрасте. В главных ролях Скарлет Йоханссон и Билл Мюррей.
Семь лет в Тибете (27 апреля, воскресенье, СТС, 01.00) 8/10
Фильм Жан-Жака Анно 1997 года. Своего рода конкурент эпической ленте Мартина Скорсезе про детство далай-ламы «Кундун», снятой в том же году. Герой фильма Анно – австрийский альпинист (его играет Брэд Питт), бежавший из британского плена после Второй мировой войны, попавший в Тибет и ставший чем-то вроде придворного учителя у маленького далай-ламы.
Разумеется, учитель и ученик иногда меняются местами, и этот контакт перерастает в метафору о возможности уважительного взаимообучения восточных и западных цивилизаций. Показ фильма актуален еще и в связи со скандалом, развернувшимся вокруг открытия Олимпийских игр в Китае: пусть каждый зритель вынесет свое суждение в этой непростой ситуации.
Львиная доля (25 апреля, пятница, НТВ, 22.50) 7/10
Фильм Александра Муратова, снятый в 2001 году. Слегка подзабытое кино, а зря. Замечательный боевик, и смешной, и мелодраматичный. Сюжет условен и незамысловат, но отдает дань киномифологии, развивая старую добрую тему. Бывшие друзья, бойцы элитного подразделения, объединяются, чтобы найти «потерянное» устройство с ядерным наполнением.
Трюк сюжета в том, что жизнь далеко разбросала героев: один стал преуспевающим бизнесменом, второй спился, а третий служит охранником у злодеев. Лебедь, рак и щука? Возможно, но боевые навыки они не утратили. В главных ролях Николай Караченцов, Дмитрий Певцов, Чулпан Хаматова.
С тобой и без тебя (27 апреля, воскресенье, «Россия», 02.30) 7/10
- Мифы нового времени
- Выбор за вами
- Cлабые стороны реальности
- Со стороны виднее
- Высший балл
Фильм Сандры Голдбахер, снятый в 2001 году. Артхаусное английское кино, которое сначала притворяется подростковым, но вскоре проявляет свой главный мессидж – жесткий и бескомпромиссный рассказ о притяжении и отталкивании разных натур, которые объединены в одном времени и месте. История неразлучных подруг демонстрируется нам на протяжении длительного времени, когда меняются моды и вкусы и через бытовые и экзистенциальные коллизии раскрываются тайные черты характеров.
Белый шквал (26 апреля, суббота, РЕН ТВ, 23.00) 6/10
Фильм Ридли Скотта, снятый в 1996 году. Большое искушение сопоставить эту ленту – по контрасту названия – с фильмом этого же режиссера «Черный дождь», снятой семью годами ранее.
В «Черном дожде» роль внешней агрессивной среды выполнял чуждый американским копам японский колорит, в «Белом шквале» герои противостоят морской стихии – фильм рассказывает о кругосветном плавании на парусной бригантине, в котором выживут не все, а те, кому повезет, вернутся совсем не теми людьми, которые уходили в рейс.
В обоих фильмах взаимодействие с чуждой героям средой помогает четче проявить скрытые черты характеров и выяснить, кто на что способен в экстремальных обстоятельствах. В главной роли Джефф Бриджес.
Страсти Христовы (26 апреля, суббота, СТС, 23.05) 6/10
Фильм Мела Гибсона, снятый в 2005 году. Про Христа никогда не прекратят снимать фильмы. Большинство из них заведомо будут провальными. Те, что хоть что-то собой представляют, будут пристально и пристрастно изучаться критиками и заинтересованной стороной, суждение которой в данном случае значимо для многих зрителей, – Церковью.
Эти суждения бывают сдержанными, как в случае с «Евангелием от Матфея» Пазолини, запретительными, как в случае с «Последним искушением Христа» Скорсезе, или ободряющими, как в случае со «Страстями Христовыми» Мела Гибсона.
Отличие этого фильма, снятого в 2005 году, от десятков других подобного рода еще и в том, что он снят с шокирующими своей жестокостью подробностями бичевания и распятия Христа. Этот дерзкий ход предпринят для того, чтобы заново увидеть и прочувствовать всем известные события, стать их непосредственным участником. Эксперимент жесткий и провокационный, но равнодушным тут быть уже нельзя.