Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
13 апреля 2008, 15:32 • Культура

Ритуалы подсознания

Ритуалы подсознания
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Алиса Никольская

Номинация «Лучший спектакль современного танца» по умолчанию не входит в число основных, а находится слегка «в тени» серьезных жанров. Видимо, считается, что по этой части не так уж много достижений. К тому же, существуют специальные фестивали, отслеживающие процесс именно в этой области – ЦЕХ, например. При этом из года в год в перечне номинированных спектаклей оказываются очень и очень стоящие.

Крупных коллективов, занимающихся современными танцами, в России действительно немного. «Провинциальные танцы», Театр Ольги Поны, Балет Евгения Панфилова, «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова», еще несколько. И когда они выпускают новые спектакли, отборщикам «Маски» хорошо – есть, из чего выбрать.

Когда хэдлайнеров нет, куда сложнее. Нынешний фестиваль, в этом смысле, в удачной ситуации: представлено четыре коллектива, и все достойны разговора. Хоть и неравноценны.

Люди в черном

Когда хэдлайнеров нет, куда сложнее. Нынешний фестиваль в удачной ситуации: представлено четыре коллектива, все достойны разговора…

Тонкости восточного менталитета очень редко удается передать европейцам. Слишком необъяснима разница. Поэтому эти два полюса соединяются в искусстве только благодаря людям особо одаренным. Такие составляют «Танцевальную компанию» Натальи Каспаровой из Петербурга.

Коллектив показал на «Маске» спектакль «Песни Комитаса», посвящение знаменитому армянскому композитору девятнадцатого-двадцатого веков.

Окончивший духовную семинарию, Комитас занимался изучением и собиранием национальной армянской музыки. Из церковных и народных мотивов состоит музыкальный ряд «Песен».

«Песни» – зрелище строгое, печальное и созерцательное. Нарочитая замедленность и предельная внутренняя собранность. Череда энергичных всплесков и неторопливых медитативных движений или почти полной неподвижности.

Спектакль состоит из отдельных эпизодов. Одетые в черное танцовщики выполняют обыденные и таинственные ритуалы. Омовение – то водой, то землей, спокойное, словно бессознательное. Сворачивание ковра. Манипуляции с лавашом – тонкое тесто обвивается вокруг тела.

Сквозь волны этих действий вырисовывается история любви. Мужчина и женщина, их первая встреча, экстаз, чарующее и целомудренное сближение, потеря, уход «на другую сторону». Перемещение из жизни в смерть и обратно.

Движение не остановится, пока мир стоит на своем месте.

Мужчины против женщин

Два эти коллектива – многократные участники «Маски». «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой показывают на фестивале почти все свои новые спектакли.

Легендарный Балет Евгения Панфилова тоже вполне заслуживает внимания. Хотя бы своей самоотверженной работой после трагической гибели создателя. Сведенные в один вечер, спектакли этих театров, на первый взгляд, не сочетаются. Но при желании общность можно уловить. Ведь оба спектакля раскрывают человеческую природу, работают на подсознание.

Спектакль Багановой «После вовлеченности» уже показывался в Москве – на закрытии фестиваля ЦЕХ. Но такие истории не надоедают – их можно смотреть снова и снова. Чувственные и трагичные, жесткие и очень женские, эти работы завлекают в свой мир, оставаясь в самой глубине, минуя рациональное восприятие.

Баганова ставит спектакли о женщинах. Женщины – героини и женщины – инструменты. Первая часть «После вовлеченности» была наполнена шуршанием шелков и вычурностью движений.

Нынешняя, вторая – лаконичнее, болезненнее, обреченнее. Танец как разговор о несбывшемся и желанном. О том, что томит, но к чему уже не прийти. Процесс закончился, а воздух до сих пор искрит от эмоций.

Помимо собственно танца здесь хватает разных аттракционов. Главный – снежный буранчик в огромном прозрачном пузыре с девушкой внутри. Сразу вспоминаются новогодние игрушки – стеклянные шарики, которые надо потрясти, чтобы внутри посыпался снег. Хрупкий образ детства, мечты, стремительности жизни.

Двадцатиминутный спектакль панфиловцев «То, что я никому не сказал», сделанный хореографом Итциком Галили – зрелище удивительной красоты. При желании происходящее можно нанизать на некий сюжет.

Скажем, о таинственном преображении человеческого существа, о неких изменениях, подстерегающих на протяжении жизни. А можно этого и не делать, а просто любоваться великолепными дуэтами и ансамблями. Изысканностью линий, световыми переходами.

Особым танцевальным аристократизмом.

Танцуй или проиграешь

Географическая судьба коллектива под названием «До-театр» схожа с судьбой знаменитого «Дерева». Зародившись в конце восьмидесятых в Петербурге, сегодня театр обитает в Германии.

Их стилистика тоже немного напоминает «Дерево»: трогательные бритоголовые люди фантазируют на тему сиюминутности и вечных материй при помощи собственного тела.

На этом, правда, сходство заканчивается. «До-театр», несмотря на превосходную подготовку танцовщиков и отличную работу со светом, временами напоминает не коллектив с двадцатилетним стажем, а сборище радостных юных существ, делающих первые шаги в танце. Талант умножен на наивность, а энтузиазма больше, чем вразумительности.

В представленном на «Маске» спектакле «Безнадежные игры» танца как такового очень мало. Небольшие фрагментики-ансамбли. Зато артисты активно мимируют, играют с тросточками, топорами и чемоданами и немножко встают на пуанты. Временами это выглядит эффектно, временами – глуповато.

Спектакль длится чуть больше часа. Зато набросано туда – на десяток спектаклей хватит. И знаменитые образы сюрреалиста Рене Магритта, и фрагменты кабаре, и клоунада, и стрит-дэнс, и даже видео.

В единую картинку все это не складывается, а остается ворохом деталей и эпизодов. Благо, название настолько общее, что можно вместить в действие все что угодно. Игры – они и есть игры.