Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
25 февраля 2008, 14:14 • Культура

Написано пером и запечатлено на кинопленке

Написано пером и запечатлено на кинопленке
@ Paramount Pictures

Tекст: Олег Рогов

Сегодняшний обзор посвящен экранизациям как книг, так и фильмов, римейкам. На примере рассматриваемых фильмов можно судить о том, как далеко ушло кино от следования букве произведения, по которому снимается фильм. Всё больше режиссеров предпочитает обращаться с текстом, пусть даже и классическим, как со шпаргалкой сюжетных ходов.

Об этих кинолентах читайте в обзоре лучших фильмов недели – традиционной рубрике газеты ВЗГЛЯД.

Замок (28 февраля, четверг, РЕН-ТВ, 03.00) 9/10

Те зрители, кто обидится за Диккенса, простят режиссера за отличный актерский состав

Фильм Алексея Балабанова, снятый в 1994 году. Этот роман Кафки экранизировали мало и неудачно. Исключения – Балабанов и снявший свою ленту через три года после этого фильма Михаэль Ханеке («Опасные игры», «Скрытое», «Код неизвестен»).

Кафка с его абсурдом и тотальным непониманием героями друг друга удивительно созвучен раннему Балабанову, недаром режиссер в одном из интервью сказал, что Кафка очень близок русскому человеку. Режиссер решил закончить недописанный, как известно, роман Кафки. В роли землемера К. – Николай Стоцкий, его помощника играет Виктор Сухоруков. У зрителей есть возможность увидеть еще один ранний фильм Алексея Балабанова «Счастливые дни» (27 февраля, среда, РЕН-ТВ, 03.00), тоже экранизацию – рассказов Сэмюэля Беккета.

Ванильное небо (1 марта, суббота, ТНТ, 15.00) 8/10

Фильм Камерона Кроу («Джерри Магуайер», «Почти знаменит»), снятый в 2001 году. Это тоже экранизация, но не книги, а фильма – римейк картины Алехандро Аменабара «Открой мои глаза». Крайне занимательный факт – одну и ту же роль в обеих картинах играет Пенелопа Крус.

В американском варианте ей подобрали звездное окружение: Том Круз, Камерон Диас, Курт Рассел, музыку написал Пол Маккартни. Современный кинематограф буквально помешан на идеи виртуальной реальности. В этом фильме герой, которому уже нечего желать – настолько он красив, богат и счастлив, – вдруг оказывается в диких обстоятельствах, одной ногой в обычной реальности, в другой – обезображенным после автокатастрофы. Причем понять, какой из этих миров реальней, удается не сразу.

Жизнь взаймы (1 марта, суббота, НТВ, 02.25) 7/10

Сидни Поллак, классик американского кинематографа («Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», «Тутси»), снял этот фильм по мотивам романа

Эриха Марии Ремарка в 1977 году, в американском оригинале картина названа по имени главного героя «Бобби Дирфилд», которого у Поллака играет Аль Пачино.

Американский автогонщик влюбляется таинственную даму, которая поражена недугом (эту роль дали Марте Келлер, хотя на нее претендовала Катрин Денев). Он – живущий на пределе, рискующий погибнуть в автогонках, она – живущая так, как если бы каждый миг был последним, что вполне может оказаться реальным. Любовь расставит всё по своим местам. Заметим, что этот фильм стал знаковым для Аль Пачино – ему пришлось научиться водить автомобиль.

Большие надежды (1 марта, суббота, Первый канал, 01.50) 6/10

Фильм голливудского мексиканца Альфонсо Куарона («И твою маму тоже», «Гарри Поттер и узник Азкабана»), снятый в 1997 году. Девятая, как минимум, экранизация романа Чарльза Диккенса, главной считается классический фильм Дэвида Лиина 1946 года. Впрочем, фильм Куарона, скорее, использует сюжетную канву романа (любовь бедного юноши, которому покровительствует преступник, к богатой девушке) и общегуманистическую направленность английского классика, нежели точно следует букве сюжета.

Действие переносится из английских декораций XIX века на побережье Флориды и в современный Нью-Йорк. Те, кто обидится за Диккенса, простят режиссера за отличный актерский состав (Этан Хоук, Роберт де Ниро и Гвинет Пэлтроу) и невероятную операторскую работу и игру с цветом.

Пена (26 февраля, вторник, ТВ Центр, 03.00) 5/10

Это экранизация пьесы Сергея Михалкова, осуществленная в 1979 году Александром Стефановичем. Несмотря на звездный состав (Анатолий Папанов, Ролан Быков, Леонид Куравлев, Наталья Крачковская), фильм не показался критикам и зрителям успешным. Казалось бы, острый сатирический сюжет (за сильных мира сего пишут диссертации «негры») должен был привлечь внимание публики, тем более что в картине звучат песни Аллы Пугачевой.

Может быть, фильм показался зрителям слишком новаторским, может быть, это формальное новаторство не было адекватным содержанию фильма и воспринималось, примерно, как постановка «Ревизора», на которой присутствовали герои «Двенадцати стульев». Стефанович пробовал новую кинопалитру в памятном многим фильме «Дорогой мальчик», но там она была более к месту, чем в показе «морального разложения» советского директората. Кстати, то, что считалось диким и невозможным в то время, сегодня воспринимается как само собой разумеющееся, судя по научным степеням наших политиков.

Жестокие игры (2 марта, воскресенье, ТНТ, 16.00) 5/10

Еще одна вольная экранизация романа Шодерло де Лакло «Опасные связи». Кто бы мог подумать, что этот роман окажется столь востребованным для современного кинематографа.

Вспомним хотя бы фильмы Роже Вадима (1959 года с Жераром Филиппом и Жанной Моро), Стивена Фрирза (1988 года с Гленн Клоуз и Джоном Малковичем) и фильм «Вальмон» Милоша Формана (1989 года с Аннет Беннинг и Колином Фирсом).

Новая экранизация на таком фоне – всегда вызов; Роджер Кембл, снявший эту картину в 1999 году, не мог не оглядываться на великих предшественников, но предпочел цитировать, нежели бороться.

Так, в финале фильма злодейка (Сара Мишель Геллар) высыпает кокаин точно так же, как Гленн Клоуз – пудру в фильме Фрирза. Действие фильма перенесено в современную молодежную среду, вслед за этой лентой Кембл снял приквел «Жестокие игры 2», другие режиссеры снимали фильм под №3 уже как вариации на темы Кембла, а не Лакло.

..............