Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

13 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

18 комментариев
18 февраля 2008, 16:35 • Культура

Диктаторы и кинодвойники

Диктаторы и кинодвойники
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Олег Рогов

Главная ретроспектива недели – цикл фильмов польского режиссера Кшиштофа Занусси по каналу «Культура». Мы увидим одну из самых известных его лент «Защитные цвета», снятую в 1977 году (19 февраля, вторник, 23.55), очень неудобную для социалистической Польши, жестко ставившую вопросы морального выбора. Вслед за ней – «проблемные» фильмы 80-х годов «Константа» (20 февраля, среда, 23.55) и «Год спокойного солнца» (21 февраля, четверг, 23.55).

Об остальных кинолентах читайте в обзоре лучших фильмов недели – традиционной рубрике газеты ВЗГЛЯД.

«Солнце» (24 февраля, воскресенье, СТС, 01.00) – 9/10

Персонажи обращаются друг к другу «брат», как заправские реальные пацаны, а серьга в ухе очень напоминает блютус

Третий фильм трилогии Александра Сокурова о людях, наделенных властью, снятый в 2005 году. Первый был о Гитлере («Молох»), второй о Ленине («Телец»), третий – о японском императоре Хирохито. Кажется, это единственный диктатор, которому сочувствует Сокуров.

Император предстает перед нами в период с подписания капитуляции до объявления об отречении от своего божественного статуса. Надо знать японскую ментальность, чтобы понять, на что решился этот человек, выбравший подлинно человеческое вместо квазисакрального. Но не оставляет впечатление, что Сокуров все-таки немного тоскует по иерархии.

«Гарпастум» (23 февраля, суббота, «Культура», 22.20) – 8/10

Фильм Алексея Германа-младшего, снятый в 2005 году. Очень красивый фильм о предвоенной молодежи, только вот война – столь непопулярная у нас Первая мировая.

«Гарпастум» неизбежно полемизирует с советскими вариантами на тему «Молодежь и очередная война», предлагая свой, непривычный для нашего кинематографа вариант.

«Поговори с ней» (23 февраля, суббота, СТС, 22.50) – 8/10

Этот фильм Педро Альмодовар снял в 2002 году. В нем чуть меньше характерных для этого режиссера гротеска, веселых извращенцев и безбашенности.

Трогательная история о впавшей в кому тореадорше и ее любимом, журналисте, который ухаживает за женщиной, чье сознание блуждает бог весть в каких пространствах. Он знакомится в клинике с медбратом, который находится в схожей ситуации и может помочь журналисту советом.

Характер медбрата сыгран с Роберто Беньини, если знать этот любопытный факт, то фильм будет смотреть вдвойне интереснее.

«Собака Павлова» (21 февраля, четверг, НТВ, 00.20) – 6/10

Фильм Кати Шагаловой, снятый в 2005 году. Нежная и тонкая мелодрама о двух одиночествах, встретивших друг друга в стенах странного дурдома. Санаторий, в котором лечат трудотерапией, не лучшее место для любви, тем более что выражается она предельно странно для обыденного сознания, но вполне адекватно для обитателей этого заведения.

«Гамлет» (21 февраля, четверг, «Россия», 00.25) – 6/10

Который уже по счету «Гамлет» на экране? Этот снят Кеннетом Бранна в 1996 году. Этот режиссер год за годом экранизирует шекспировские произведения, подбирая для каждого особую стилистику.

В «Гамлете» это декорации и политес XIX века, в который перенесено действие трагедии. В главной роли снялся сам режиссер, Офелию играет Кейт Уинслет, есть небольшая роль у Депардье, а в роли одного из генералов Фортинбраса снялся герцог Мальборо.

«Театр» (22 февраля, пятница, «Культура», 20.50) – 5/10

Кадр из фильма «Театр»
Кадр из фильма «Театр»

Знаменитый венгерский режиссер Иштван Сабо («Полковник Редль», «Хануссен») снял этот фильм по роману Сомерсета Моэма в 2004 году.

Наши зрители неизбежно будут сравнивать эту ленту с незабываемым двухсерийным отечественным телефильмом Яна Стрейча. Венгерская версия (столь же венгерская, сколь канадско-американо-английская) в оригинале называлась «Быть Джулией».

Несмотря на явную неравновесность режиссеров, советский вариант выигрывает по очкам, несмотря на блестящую игру Аннет Бенинг и Джереми Айронса, на то, что в западной версии более четко расставлены все акценты. Наверное, условность советского зрелища вполне адекватна прозе Моэма.

«Монгол» (24 февраля, воскресенье, «Россия», 20.20) – 5/10

Фильм Сергея Бодрова-старшего, снятый в 2007 году. Язык не поворачивается назвать его байопиком, скорее, это экранное переложение легендарных преданий о Чингисхане до его мирового возвышения.

Очень голливудский фильм, начиная от съемок батальных сцен с чередованием убыстренной и замедленной съемок до собственно истории главного героя. Стать великим его вынуждают обстоятельства (отца убили, жену украли, самого в плен взяли). Основная черта характера – делать не так, как велит традиция, а сообразовываясь со здравым смыслом.

Но есть и забавные параллели с современностью: персонажи обращаются друг к другу «брат», как заправские реальные пацаны, а серьга в ухе очень напоминает блютус.

«Солярис» (21 февраля, четверг, Первый канал, 01.40) – 2/10

Фильм Стивена Содерберга, снятый в 2002 году и завяленный как ремейк знаменитой ленты Андрея Тарковского, сделанный через 30 лет после оригинального фильма.

Сделанный, как оказалось, зря, даже если абстрагироваться от любви к старому «Солярису» и закрыть глаза на ненужную политкорректность (иначе какой смысл менять Солоницына-Сарториуса на женщину-афроамериканку?).

Фильм не выдерживает критики, пристегнутый хеппи-энд даже не раздражает на фоне всего остального. Мрачный голливудский фильм, пытающийся быть лучше европейского.

..............