Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

19 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
8 декабря 2008, 18:36 • Культура

Абрамович в поисках боли

Абрамович в поисках боли
@ arthouse.ru

Tекст: Василий Геросин

В рамках церемонии награждения победителей престижной премии Кандинского в московском кинотеатре «Пушкинский» выступит югославская художница Марина Абрамович. Она прочтет лекцию «Performing Body», а также покажет фильм и перформанс. Абрамович считается одной из ключевых фигур современного искусства. Как сообщается в пресс-релизе московской лекции, «свое выражение в перформансах Абрамович находит тема феминизма. Художница исследует женское тело как объект страсти и насилия».

Марина Абрамович (ударение на втором слоге) родилась в 1946 году в Белграде, в 1976 году переехала в Амстердам, в 1997 году получила «Золотого льва» на Венецианской биеннале.

Марина отдала современному искусству самое дорогое, что у нее есть, – собственное тело

В Россию она приезжает впервые: как бы предваряя приезд скандальнейшей художницы современности, полгода назад, летом, ей посвятил свою московскую лекцию Клаус Бизенбах – основатель Берлинской биеннале Музея современного искусства в Берлине, куратор мультимедийного отдела Нью-йоркского музея современного искусства (MoMA).

Когда он говорил о Марине, в его голосе чувствовалось восхищение, и его можно понять: известное русское выражение «отдать всего себя искусству» в случае с Абрамович можно понимать в прямом смысле. Марина отдала современному искусству самое дорогое, что у нее есть: собственное тело.

Искусство ходит по кругу, темы повторяются – через годы, поколения, века; однако едва ли в начале XX века художник предлагал самого себя, свое тело в качестве арт-объекта. Абрамович принадлежит пальма первенства в этой области: она принесла себя, так сказать, в искусство еще в 70-е годы, и с тех пор не уносит.

Ее главные работы, созданные в 70-е годы, в первую очередь поражают именно своей провокационностью и наглядностью. Вот, например, Марина сидит за столом и играет в ножички – быстро-быстро тыкает острием между пальцев. Когда она ускоряется, естественно, наносит себе раны, а потом (все это происходит на глазах у зрителей) считает количество нанесенных себе ран.

Есть у нее целый ряд работ на выносливость, что называется, исследующие возможности человеческого организма: например, Абрамович целый день кричит, пока не сорвет голос. Или танцует, пока не упадет. Хлещет себя кнутом, пока не пошла кровь. Лежит на кубе льда с обогревателем сверху и вырезает пентаграмму на животе. Дышит со своим мужем рот в рот – пока не кончится кислород. Обменивается пощечинами с мужем. (Муж Абрамович, кстати, устроил в Париже свой перформанс: на грузовике он выезжал на парижскую кольцевую дорогу – и наматывал круги до тех пор, пока не заглохнет мотор).

Был у Абрамович и совершенно уникальный проект. Она садилась за стол, перед ней были разложены 50 предметов, в том числе пистолет, пуля, расчески, булавки; и каждый посетитель мог при помощи этих предметов делать с художником все, что хотел. Со временем посетители становились все изощреннее, пока, наконец, кто-то из них не вложил пулю в пистолет, а пистолет – в руку перформера и не поднес к ее виску. И в последний момент этого посетителя оттолкнули другие зрители. В течение всего этого времени художница не смотрела в глаза аудитории, а в полночь взглянула. Всем стало ужасно стыдно, и все ушли.

Это современное искусство? Да, безусловно. Но нельзя не заметить в ее произведениях, так сказать, подозрительно сильной этической составляющей – в духе, так сказать, XIX века. Все перформансы Абрамович можно было бы свести к «вечным вопросам», к проблематике Достоевского, например.

Ведь чего добивается она, участвуя, например, в проекте с 50 предметами? Она добивается того, чтобы зрителю стало стыдно. А как его пристыдить? Для этого вначале зритель должен сделать ей, художнице (а в данном случае – просто человеку), больно. И после того как он сделает ей больно, он, возможно, раскается в содеянном. Достоевский, между прочим, тоже считал, что не оступившийся человек, не преступивший моральный закон, не способен и пережить подлинные угрызения совести.

Абрамович за 30 лет стала основоположником целого направления в искусстве перформанса: вот ее последовательница Сигалет Ландау (Израиль) – бывшая танцовщица, а теперь перформер, – крутит хула-хуп из колючей проволоки. Зритель видит, как хула-хуп оставляет настоящие раны на теле художника.

Когда ее спросили, почему она решила крутить обруч из колючей проволоки, она ответила: я из Тель-Авива, а там колючая проволока повсюду, ты к этому с детства привыкаешь: она на заборах, на домах, общественных заведениях. Работа Ландау – о границах своей страны, о сущности своей страны.

В каком-то смысле искусство Абрамович и ей подобных – это акт невиданной прежде искренности художника XXI века: говоря о насилии (а это одна из ключевых тем современного искусства), художник подтверждает честность, серьезность своих намерений рубцами и ранами на собственном теле. Можно сказать, что это слишком скандально или слишком банально… Однако теперь, по крайней мере, нельзя упрекнуть художника в том, что он фраер, как говорится.

Еще одну метафору – «художник должен страдать» – Абрамович и ее последователи понимают в прямом смысле: по сути говоря, главной составляющей их произведений и является страдание – только не абстрактное, на уровне идей, а физическое, вполне реальное. Причем добровольно на себя налагаемое. В этом есть что-то и от христианского стоицизма, и от русского сектантства – хлыстов, бегунов… В этом смысле можно сказать, что если само искусство и изменилось, то сущность художника, к счастью, нет: он по-прежнему готов отдавать себя людям. Целиком. Чтобы им стало стыдно.