Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

0 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

69 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

44 комментария
24 сентября 2007, 11:01 • Культура

Режиссеры бывшими не бывают

Кинопремьеры недели: провал Никиты Михалкова

Режиссеры бывшими не бывают
@ film.ru

Tекст: Александр Фолин

Две недели назад на российские экраны вышел римейк «Поезда на Юму», которому в этом году исполнилось ровно 50 лет. Справляющий полувековой юбилей шедевр Сиднея Люмета «12 разгневанных мужчин» тоже не остался без ремейка. Только сняли его не в Голливуде. Никита Михалков перенес действие в современную Россию, превратив вневременную судебную драму в собрание баек о нашей жизни.

Пафоса вокруг фильма было предостаточно. Тут и суперзездный актерский состав, и привязка к классике мирового кинематографа. На деле оказалось, что в фильме пафоса еще больше… Сильно отдающего дурновкусием.

«12»

Михалков опускается даже до откровенного сведения счетов – в лице жалкого героя Стоянова, образ которого неприкрыто срисован с Дмитрия Лесневского

Как показывает опыт, даже самые гениальные режиссеры в какой-то момент оказываются в ситуации, когда лучше переключиться на продюсирование или вовсе оставить кинематограф. Те из них, кто этого не сделал, зачастую начинают снимать картины, о существовании которых хочется забыть.

Никита Сергеевич Михалков – без сомнения, талантливый режиссер. Один из самых выдающихся ныне здравствующих российских режиссеров. Но и ему, возможно, стоило остановиться на «Сибирском цирюльнике». А еще лучше на «Утомленных солнцем». Во всяком случае, «12» – картина, явно не сделавшая ему чести. И не надо говорить про венецианский приз!

Совершенно непонятно, где были вкус и чувство меры Михалкова, когда он снимал «12». То, что паноптикум, который представляет собой состав присяжных заседателей, объясняется желанием собрать представителей всех социальных слоев нашей многострадальной родины, ясно как божий день, но это не оправдывает карикатурности их изображения. И уж точно нельзя оправдать ту ересь, которую они несут.

Ряд стилистических и художественных приемов Михалкова иначе как пошлятиной не назовешь. Тут и натуралистичные кадры с мертвыми чеченскими боевиками и собакой, которая несет в зубах оторванную руку, поблескивающую бриллиантом на пальце. И откровения о гигантских коричневых сосках, которым директор кладбища посвящает стихи. И летающая по залу птичка, в нужный момент «пометившая» потерявшего самоконтроль шовиниста. И иконка, создающая в воздухе муар и свечение. И цитаты из никому неизвестного Б. Тосьи, обрамляющие действие. И, наконец, чуть было не пустивший в финале слезу герой самого режиссера.

Финал – вообще отдельная тема, говорить о которой по понятным причинам не стоит. Скажу лишь, что не будь его, всё было бы не так плохо, но ведь ради него фильм и затевался! Он являет собой доказательство того, что автор, в отличие от своих героев, не только говорит, но и делает. Это прямое противопоставление себя вшивой интеллигенции, демократам, медиамагнатам и прочим «элементам», ненавистью к которым пропитана картина.

Плюясь в их сторону, Михалков опускается даже до откровенного сведения счетов – в лице жалкого героя Стоянова, образ которого неприкрыто срисован с Дмитрия Лесневского. Впрочем, это, по всей видимости, семейное, ибо Андрей Кончаловский в «Глянце» занимался тем же.

На таком фоне уже даже не важно, что Маковецкий и Арцибашев демонстрируют на себе безобразную работу гримеров, операторский стиль совершенно не соответствует поставленным задачам, а монтажерам стоило выкинуть из фильма все флэшбеки. Какая разница, если за съемочную группу отвечает всегда режиссер?

Вот и вспоминается герой Михалкова, со слезой в голосе произносящий «Русские офицеры бывшими не бывают». А режиссеры бывают?

«Обитель зла 3»

«Обитель зла 3» демонстрирует и бюджетную бедность, сказавшуюся на зрелищной составляющей, и сценарные просчеты, и нелепости
«Обитель зла 3» демонстрирует и бюджетную бедность, сказавшуюся на зрелищной составляющей, и сценарные просчеты, и нелепости

Стремительное распространение смертельного вируса, превращающего людей и животных в зомби, так и не удалось сдержать. Вырвавшись из стен подземной лаборатории корпорации Umbrella, он за считанные часы уничтожил Ракун-сити и, несмотря на все усилия армии, продолжил свое победное шествие. Очень скоро в зомби превратились жители всех США, а затем и остального мира. На грани исчезновения оказалось не только человечество, но и вся флора и фауна на планете.

Продукт экспериментов – обладающая сверхчеловеческими возможностями Элис тоже благополучно прорвалась через оцепление. Теперь она в одиночку странствует по разрушенной Америке, носясь на мотоцикле от одного городка к другому и пополняя запасы, еды, бензина и патронов. Но однажды она узнает, что вирус так и не добрался до Аляски. Так встретившаяся ей на пути группа уцелевших людей получает шанс на спасение.

Даже сами создатели франшизы не скрывают того, что вторая часть «Обители зла» была чистым недоразумением. Ее провал не охладил их пыла – наоборот, они задались целью доказать, что не стоит списывать Элис со счетов. В триквеле ее стало еще больше. Причем во всех смыслах.

Однако не стоит думать, что если третья часть значительно лучше предыдущей, то работа Рассела Малкехи – фильм, достойный внимания всех поклонников жанра. Увы, как оказалось, не зря с самого начала смущало то, что этот режиссер так ничего путного, кроме «Горца», и не снял. Хотя это продюсерский проект, и Малкехи вряд ли сильно влиял на процесс.

«Обитель зла 3» демонстрирует и бюджетную бедность, сказавшуюся на зрелищной составляющей, и сценарные просчеты, и нелепости, доставшиеся ей в наследство от оригинальной игры. Разумеется, глупо искать реалистичность в фильме про зомби, но всё же не стоило повторять ошибку Ромеро, которому показалось, что разумные трупоеды в «Земле мертвых» – это хорошая идея.

«Монгол. Часть 1»

«Монгол» – дорогая и очень масштабная постановка
«Монгол» – дорогая и очень масштабная постановка

Темучину повезло родиться в семье хана, но счастья ему это не принесло. Отца отравили, когда сын еще был мальчишкой. Брат Джамуха, не желавший делить власть, продал его в рабство в Торгутскую империю. Правда, потом он бежал, женился на любимой и вернул утраченное, разбив армию предавшего его брата. Однако и это не сделало его счастливым. Темучину предстояло стать Чингисханом, навести порядок в своей стране, а потом заняться завоеванием соседних земель.

На премьере фильма режиссер Сергей Бодров отметил, что прошло ровно пять лет с тех пор, как в горах бесследно исчезла съемочная группа его сына Сергея Бодрова-младшего. Некоторые даже успели обвинить Бодрова-отца в том, что он пытается выехать на славе своего погибшего сына. Но так ли ему нужны такие дешевые пиар-ходы?

«Монгол» – дорогая и очень масштабная постановка. Не стоит забывать, что Бодров приложил руку и к (не к ночи будь помянут) «Кочевнику». Так что есть все основания говорить о том, что прогресс налицо. Неудивительно, что в прессе уже появились сообщения о том, что наш режиссер получает интересные предложения со стороны Голливуда.

Впрочем, это не значит, что «Монгол» – выдающаяся работа, требующая обязательного похода в кино. Увы, при всей яркости и зрелищности эта картина не оставляет в душе ничего, и через несколько секунд после выхода из зала можно забыть о ней навсегда. Как, в общем, и подавляющее большинство голливудских постановок.

Что больше всего удивляет в фильме – это повествовательная логика. Хотя он посвящен тому, как Чингисхан стал величайшим завоевателем в истории человечества, и достаточно подробно показывает, через какие беды и страдания прошел этот человек, один вопрос так и остается нераскрытым. А именно: неужели все это является достаточным основанием для того, чтобы уничтожать целые народы? Можно и про Гитлера в подобном ключе кино снять. Ему в детстве тоже досталось.

«12»
Звезды – Сергей Маковецкий, Никита Михалков, Михаил Ефремов, Сергей Гармаш, Алексей Петренко, Валентин Гафт, Виктор Вержбицкий, Сергей Газаров, Юрий Стоянов, Александр Адабашьян
Жанр – драма
Про что – про присяжных московского районного суда, решающих, признать ли чеченского мальчика виновным в смерти своего приемного отца, офицера российской армии.

«Обитель зла 3» (Resident Evil: Extinction)
Звезды – Мила Йовович, Эли Лартер
Жанр – фантастический экшен-триллер
Про что – про обладающую возможностями сверхчеловека девушку Алису, обратившую все свои силы против создателей вируса, который превратил практически всё население земли в кровожадных зомби.

«Монгол. Часть 1»
Жанр – историческая драма
Про что – про ранние годы Темучина, ставшего впоследствии легендарным завоевателем, который вошел в историю под именем Чингисхана.

..............