Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

4 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
16 августа 2007, 19:34 • Культура

Панки, скинхеды и заколдованные принцессы

Книги недели. Легко ли быть молодым?

Панки, скинхеды и заколдованные принцессы
@ GettyImages

Tекст: Игорь Кецельман

Серьезной литературы о молодежи сейчас не так много, да и что о них писать, молодых: деньги зарабатывают, семьи заводят, карьеру делают – все как у людей. Чего писать? Но есть и другая молодежь – внесистемная. Пусть сама о себе и расскажет – книгами писателей, которым едва за двадцать.

Оседлавшие ракеты

Каждый человек – космос. Внутри себя. Только добраться туда нелегко – нужна ракета. Сигарета с марихуаной. Закуришь и улетишь. А еще хорошо затянуться дымом от такой сигареты (газ называется) и выдохнуть его в рот другу. И тот тоже улетит. В космос своей души. Где космос, там и ракета. Об этом в повести Константина Максимова «Газ», выпущенной издательством «Лимбус Пресс».

Почему до сих пор не разорилась фабрика «Беломор»? Ее папиросы – идеальная упаковка для марихуаны

Все действие крутится вокруг компании друзей – студентов университета в областном городе. Три парня и девушка. Они сидят во дворике, пьют коктейли и ведут умные разговоры. А вечером пойдут на рок-концерт в местный кинотеатр, чтобы занести туда несколько косяков марихуаны на продажу. Ребята приторговывают ею. А заодно и изготовляют. В книге – весь процесс превращения конопли в анашу, за исключением нескольких деталей («Ну здесь вы и сами догадаетесь», – словно хочет сказать автор). Еще мы узнаем, почему до сих пор не разорилась фабрика «Беломор». Ее папиросы – идеальная упаковка для марихуаны.

Рок-концерт – сейшен на сленге – в самом разгаре, когда туда врываются скинхеды (один из рокеров в своем интервью назвал фашистов дерьмом!) и устраивают погром. Кого-то избивают до полусмерти, кто-то попадает в милицию, а другие, вовремя сбежав с концерта («Зачем умирать молодыми?»), сидят на лавочке и, покуривая марихуану, поют песни Гребенщикова. Уходят в свой внутренний космос; оседлав ракеты, выдыхают друг в друга дым анаши, как будто душу передают вместе с этим дымом.

Строители волшебных замков

В мир рыцарей и заколдованных принцесс уходят геймеры, участники ролевых игр. Вместо марихуаны – игра. Где-то в Израиле происходит действие повести Дениса Соболева «Квест номер шесть», опубликованной в журнале «Двадцать два». Уставшая от скучной повседневности русскоязычная молодежь ночами строит волшебные замки, сражается с гоблинами, знакомится с прекрасными волшебницами... Ночь, луна, романтика. Все хорошо, пока герои, увлеченные фантастикой игры, не начинают и в окружающей жизни искать тайный, скрытый смысл, что заканчивается для них весьма плачевно. В реальной жизни убивают не понарошку… Лучше бы они марихуану курили.

Сжечь и повесить

Бутылку хорошо держать кожаной перчаткой – тогда она в руке как влитая. А потом разбить ее о голову негра и тут же вдавить осколки ему в череп, чтобы он еще успел почувствовать, пока не потерял сознание.

А эта вещь о тех, кто только что бил несчастных панков с рокерами, а заодно и негров с геймерами. В славном городе Питере живут герои романа Михаила Лялина «Солдаты армии Трэш» (издательство «Лимбус Пресс»).

В отличие от двух первых вещей, в «Солдатах армии Трэш» преобладает действие внешнее; немедленное действие – вот главное в поступках его героев. Действовать! Нужное – взять. Что не понравилось – уничтожить. Хозяин магазина хамит, а его пес лает – магазин сжечь, пса повесить.

Не нравятся новые русские: понастроили офисов – поджечь их! Дорогих машин накупили – искорежить машину и изувечить хозяина: крышкой багажника – по хребту!

Не нравится, что Питер заполонили иностранцы, – бутылкой по башке негру! А потом украсть машину и уходить от погони. И испытывать во время акций восторг, бешеный выброс адреналина, музыку в себе слышать.

В славном городе Питере живут герои романа Михаила Лялина «Солдаты армии Трэш»
В славном городе Питере живут герои романа Михаила Лялина «Солдаты армии Трэш»

Нет пустым размышлениям; свои намерения – в немедленное действие!

По повадкам они – скины. Фашисты. И главный герой все время вспоминает то Нюрнберг, то Бухенвальд, а одну из своих акций так и называет – «Хрустальной ночью» (битье стекол в электричке). Цыгане у него – «экзистенциональное зло по крови». Да и теория активного действия тоже оттуда, из нацистской Германии. Фашисты. Хотя в романе предпочитают называть себя поколением трэш. Хлам, ненужное, бесполезное. Общество отбросило их, сочло ненужными, и теперь они мстят ему погромами. Своими выходками обращают на себя внимание. Ребенок плачем напоминает о себе, эти – битьем стекол в электричках. Но автору такого объяснения недостаточно. Он дает действиям своих героев идеологическое обоснование – они борцы против Системы, при которой кучка плутократов купается в роскоши, а низы прозябают в нищете и безысходности. Система старается всех поглотить, сделать бесправными рабами, заставить ради прокормления семьи работать день-деньской так, чтобы не осталось сил на сопротивление. Но герои Лялина не поддаются Системе. Они противостоят ей. Своими акциями. Активным действием. И верят, что когда-нибудь эта гнилая Система рухнет.

Получается парадокс: с одной стороны, трэш мстят обществу за то, что не нужны ему, и в то же время не хотят включаться в него, в Систему, всячески отстаивая свою ненужность, свое право быть хламом.

В конце романа главный герой разочаровывается в идеалах трэш, пишет, что они ведут к саморазрушению. С чего бы это? Убили его друга? Но ведь в книге ясно сказано: Система может уничтожить «одного из нас, но всех перебить не сможет, и место погибшего займут десятки более хитрых и изворотливых … солдат». Система убила друга? Отомсти Системе!

Будет продолжать. Не с чего ему разочаровываться. Пара политкорректных фраз, вставленных автором, ничего не меняют.

Две повести и роман. Серьезной эту литературу не назовешь. Материал, не больше. Авторы пишут о том, что знают явно не понаслышке. Откровенно о наркотиках, откровенно о скинхедах. Этим и интересны читателям.

Сумели продать свой материал, разменяли на книжки. Впечатления, опыт – под твердую обложку. А дальше – серьезней, глубже? А зачем, если и так печатают?

..............