Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
14 июля 2007, 11:16 • Культура

Номер с привидениями

Номер с привидениями
@ film.ru

Tекст: Александр Фолин

Любому киноману известно, что удачных экранизаций Стивена Кинга очень мало и за последнее время их не было вовсе. А потому совершенно непонятно, почему так верилось в то, что «1408» окажется достойной работой. Ведь даже имя режиссера Микаэля Хафстрема, снявшего весьма средний триллер «Цена измены», не вселяло надежду на успех. Возможно, дело в исполнителе главной роли Джоне Кьюсаке, но и у хороших актеров бывают проколы.

Так или иначе, надежды оказались напрасными. В чем причина? В драматургической основе? В постановке? В кастинге? Попробуем разобраться.

«1408»

Кьюсак работает один, играя достаточно резкий переход своего героя от полного ехидства неверия до животного ужаса

Вообще, история фильма очень интересна. В 2000 году в свет вышла книга «Как писать книги», в которой Стивен Кинг подробно описал все стадии творческого процесса – от черновых набросков до редакторской правки. Между делом он заметил, что каждый уважающий себя автор триллеров обязан написать по меньшей мере два рассказа – о заживо погребенных и о проклятом гостиничном номере. А чтобы не быть голословным, Кинг на трех страницах изложил примерную сюжетную идею, связанную с призраками в гостинице.

История, без особых изменений перенесенная впоследствии на экран, была такова. Циничный писатель Майк Энслин специализируется на том, что развенчивает мифы о призраках. В качестве финального аккорда для новой книги он решает провести ночь в номере 1408 нью-йоркского отеля «Дельфин», где, как ему стало известно, произошла серия жутких самоубийств. Энслин не верит в призраков и прочие потусторонние силы, но, оказавшись в этом жутком месте, очень скоро понимает, что его неверие основывалось на незнании и ему очень повезет, если ему удастся выбраться из этой истории живым и не потерявшим рассудок.

Кинг не собирался развивать этот сюжет, но идея так его захватила, что он решил превратить ее в полноценное произведение. Сначала рассказ стал одной из новелл аудиокниги «Кровь и дым», что было логичным, поскольку основные сведения о происшедшем с Энслином содержались на диктофоне, на который он наговаривал свои впечатления. В 2002-м рассказ обрел и печатный вид, а еще через год был куплен для экранизации.

После этого он долго переходил из рук в руки, меняя не только постановщиков, но и студии, чтобы в конечном итоге достаться Dimension Films и шведу Микаэлю Хафстрему.

Режиссер сразу решил, что все будет зависеть от выбора актера на главную роль, и пригласил Джона Кьюсака, уже работавшего в жанре триллера и умеющего держать напряжение без видимых усилий. Но вот все ли зависело от него?

В принципе мысль логичная – фильм очень напоминает монопьесу, и его без труда можно перенести на театральную сцену. Львиную долю времени Кьюсак работает один, играя достаточно резкий переход своего героя от полного ехидства неверия до животного ужаса. Делает он это довольно искусно, но беда в том, что фильм все равно не пугает, а ведь должен!

Приемы Хафстрем использует самые примитивные – то резко заиграет музыка за спиной, но все там же оказывается какой-то жуткий призрак, замахивающийся топором. Плачущий за спиной ребенок, трескающиеся стены – за всем этим невольно следишь с тем самым цинизмом, который оставил Энслина, но на отказ от которого у зрителя нет ни малейших оснований.

А уж финал кажется настолько беспомощным и нелогичным, что остается лишь признать: еще одна экранизация Кинга оказалась одноразовой поделкой.

«На колесах»

Кадр из фильма «На колесах»
Кадр из фильма «На колесах»
Фрэд работает прорабом на стройке и готовится сделать предложение своей девушке Маре. Но у Мары есть мерзкий капризный сын Линус, который подстраивает все так, что свадьба Фрэда напрямую зависит от того, сможет ли он достать мяч, подписанный баскетбольной звездой Меркурио Мюллером.

Но такой мяч может достаться лишь инвалиду, потому что по традиции Мюллер после каждой игры кидает мяч группе инвалидов, всегда присутствующей на матче. Фрэд решает выдать себя за инвалида, и ему удается поймать мяч, но это повлечет за собой целую цепь событий, из-за которых он еще долго не сможет встать из инвалидного кресла.

Шутить на тему физически ущербных людей пока удавалось лишь братьям Фаррелли. В немецкой комедии «На колесах» это сделано настолько беззубо, что сразу становится понятно, что авторы фильма больше всего думали о том, как бы не переступить через черту. По своей сути «На колесах» – вполне типичная комедия положений, в которой одно цепляется за другое, а герой всякий раз чудом избегает разоблачения.

Это несмешно, но вполне забавно. Тиль Швайгер не тянет на комического актера, но отрабатывает роль уверенно. Огорчает лишь то, что финал просчитывается на раз. Слишком уж клишированы персонажи, чтобы не понять, Мару или Дэнис выберет Фрэд. А раз так, то и то, что ему надо будет сделать, чтобы завоевать сердце девушки, понять нетрудно.

«Глюки»

Кадр из фильма «Глюки»
Кадр из фильма «Глюки»
Агнес работает в маленькой забегаловке где-то в Оклахоме и все свободное время торчит в грязном номере мотеля. Там она пьет, курит, нюхает – делает все, лишь бы забыть о реальности, в которой у нее есть лишь паршивая работа, эта конура и бывший муж, который вышел из тюрьмы и теперь все время ее достает.

Ее поддерживает подруга-лесбиянка, разделяющая с ней алкогольные и наркотрипы, а также появившийся невесть откуда ветеран войны в Персидском заливе Питер, с которым у нее начинаются несколько странные отношения. Неразговорчивый увалень Питер поначалу казался вполне вменяемым, но вскоре выяснилось, что у него болезненное отношение к насекомым.

Американцы очень дотошны, а потому список актеров, задействованных в любом голливудском фильме, обычно очень длинен. Ведь надо указать в титрах даже тех, кто просто прошелся на заднем плане. В «Глюках» список состоит из пяти человек. И это неудивительно, поскольку в основе фильма – одноименная пьеса. Кстати, об одноименности. Прокатчики опять переврали название, которое имело вполне простой перевод. Что же касается театральной основы, то она очень чувствуется. Единство времени и пространства, много разговоров, мало действия.

Но не зря за фильм взялся Уильям Фридкин, поставивший в свое время легендарного «Изгоняющего дьявола». Камерная драма постепенно переходит в территорию триллера, чтобы в конечном итоге с головой уйти в первостатейный хоррор. Фридкин делает это, как всегда, мастерски, и если не знать, к чему приведет достаточно заунывная драма, финал в буквальном смысле взрывается на экране и в голове.

«1408» (1408)
Звезды – Джон Кьюсак, Самюэль Л. Джексон
Жанр – мистический триллер
Про что – про писателя, развенчивающего истории про отели с привидениями и попадающего в номер 1408 нью-йоркского отеля «Дельфин», где живет настоящее зло.

«На колесах» (Wo ist Fred?)
Звезды – Тиль Швайгер
Жанр – комедия
Про что – про человека, ради небольшой авантюры выдавшего себя за инвалида и оказавшегося в ситуации, когда притворяться придется долго и упорно.

«Глюки» (Bug)
Звезды – Эшли Джадд
Жанр – триллер
Про что – про размеренную жизнь официантки из американского захолустья, которая однажды превратилась в ад.

..............