Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
4 комментарияНадежда на справедливость
Во всех представленных сегодня фильмах основного конкурса герои, каждый по-своему, решают проблему справедливости: шантажируя воров, консультируя правителей или предпочитая просто плыть по течению.
Два ангела
Польская картина «Надежда» (при сопродюсировании Германии, режиссер Станислав Муха) сделана стильно и даже модерново. Эффектные разлеты современных архитектурных строений, урбанистические интерьеры кафе, потоки авто постоянно присутствуют в кадре. «Шантажист» назначил свидание «жертве», не как Штирлиц – в Зоологическом музее, а в Центре современного искусства, полном розовых шариков и фото эротичных японок. Хотя речь шла об украденной из костела старинной картине «Ангел со скрипкой». Кстати, «шантажист» требовал у вора не денег, а вернуть шедевр.
Режиссер сумел выстроить свое пространство – между светлым костелом и темным BMW
Главный герой Фрэнсис, кучерявый беленький парнишка лет двадцати, – современный ангел возмездия. Он помогает отцу играть на органе в костеле, откуда исчезает центральное полотно «Ангел со скрипкой». Полиция найти ничего не может. Однако преступление заснято на видео нашим парнем: шедевр умыкнул уважаемый коллекционер, депутат и искусствовед.
Фрэнсис приходит к нему в галерею и заявляет, что знает о преступлении, требование одно: «Верните картину». Он назначает встречу. Плохой дядя не проникся, а, имея связи в криминальном мире, взрывает утром автомобиль храбреца. Его папа-музыкант, невозмутимо глядя в окно, сказал: «Иди, готовь орган, это же не повод срывать мессу».
Паря звонит негодяю: «Теперь вы не только вернете картину, но купите точно такой же «Рено» 1979 года, зеленого цвета, пробег 285 тысяч километров».
Галерейщик попал – пацан мог настоять на своем. Однако парня, уже пересевшего на мотоцикл, сбивает черный BMW. Страхуясь, Фрэнсис отдает дубликаты кассеты подружке и брату в тюрьму (невнятная история, как он там оказался).
Над следователем Фрэнсис откровенно издевается, желая действовать самостоятельно. Галерейщику приходится заложить все свое состояние, чтобы отдать деньги мафии в обмен на возврат «Ангела». Но и это непросто. Мафиози-посредник, близкий друг депутата, отказывается поначалу помогать. Он, рискуя профессиональной репутацией, потребовал даже, чтобы тот встал на колени: «Я из-за тебя потерял честь!» Галерейщик встал. Деньги мафиози не взял, однако вскоре шедевр оказался на месте.
О чем Фрэнсис не знал, будучи арестованным по обвинению в краже. Брат поторопился отдать кассету следователю. Но когда полицейский узнает, что «Ангел» снова в храме, лично возвращает ее владельцу. Вне скобок истории остался мафиози – его убивает киллер и брат героя – он покончил жизнь самоубийством (мотивы туманны).
Финал, тем не менее, оптимистичен: Фрэнсис укатывает со своей подружкой на зеленом «Рено» 1979 года и дает всем нам надежду, что, пока есть такие, как он, справедливость будет регулярно торжествовать.
Все персонажи невыносимо благородны: помимо главного героя, это и гад-галерейщик, и полицейский, и убиенный мафиози. Но слишком уж все они стерильны! Эта стерильность порождает другой эффект: фильм несколько холодноват. Но если не придираться, достойная польская картина, в которой режиссер сумел выстроить свое пространство – между светлым костелом и темным BMW.
Сага о политологе
Кадр из фильма «Мой Фюрер, или Самая правдивая правда об Адольфе» |
В фильме «Мой Фюрер, или Самая правдивая правда об Адольфе» он попытался, по выражению самого Леви, «выставить Гитлера клоуном».
Действие фильма происходит в 1944-м. Берлин разбомблен, фюрер в депрессии. В 1939-м ему якобы некий еврейский актер ставил речь. И вот теперь этот специалист по красноречию вызван Геббельсом из концлагеря, дабы помочь вождю войти в нужную ораторскую форму. Главный пропагандист разработал план: на фоне декораций фюрер перед войсками толкнет речь, которая зажжет сердца немцев для решительного боя.
Еврейский консультант, вытребовав освободить свою семью из концлагеря, начинает работать с Адольфом. Причем тот принимает его помощь с большой неохотой.
У Леви не получилось сделать из Гитлера паяца. Эта историческая фигура выглядит все равно зловеще и величественно. Зато еврейский консультант – копия современных политологов, приемы те же: риторика и привычка выдавать желаемое за действительное. Все его силы направлены на то, чтобы внушить фюреру лживое представление о положении вещей, дабы таким образом «вдохновить». Когда в тренировочном варианте Гитлер произносит речь, она звучит хлестко. Но политолог призывает добавить «искренности и любви к немцам», для чего надо прислушаться к своим ощущениям. Психоанализ он выдает за высшую мудрость. Это приносит плоды: выясняется, у Гитлера был грубый отец, который бил маленького Адольфа за любую провинность, что и развило у последнего жестокость...
Забавно, что ложь, которой консультант кормит Гитлера, отзывается ложью Геббельса. Почувствовав, что Гитлер нуждается в его услугах, консультант пытается торговаться с главным агитатором. Условие: они выпустят из концлагеря не только его семью, но и всех заключенных. Дабы проверить, так ли это, ему организовывают телефонный разговор с другом. Тот под дулом пистолета рассказывает растрогавшемуся товарищу, что он «с семьей и другими заключенными едет домой».
Комедийные клише режиссера выглядят натужно и фальшиво, а вот консультант-политолог получился на редкость настоящим. Я бы посоветовал ведущим российским специалистам в этой области сходить на картину. Они без труда узнают в ней себя.
Все суета
- Мировое кинобратство
- Доказательство жизни
- Американские дядюшки
- Отсюда и в вечность
- Фестиваль без звезд
Украина представила фильм «У реки» (Одесская киностудия). Но и эта картина связана с Германией, поскольку ее режиссер Ева Нейман эмигрировала туда с Украины в 1993-м, закончила в Берлине Академию кино и телевидения, а в 2000-х попала на Одесскую киностудию и стала ученицей Киры Муратовой. Лента сделана по мотивам рассказов Фридриха Горенштейна (1932–2002), прозаика, эмигрировавшего в 1980-м в ту же Германию. Киевлянин по рождению, он был сценаристом «Соляриса» Тарковского и «Рабы любви» Михалкова.
Фильм повествует о двух пожилых женщинах – матери (Марина Полицеймако) и дочери (Нина Русланова), живущих вдвоем долгие годы. Матери – 90 лет, дочери – около 70. Мать – величественная еврейская женщина с капризным и властным характером. Их размеренное существование прерывает молодой агитатор, обещающий в предвыборной программе, что они вернут сумму, эквивалентную конфискованному в 30-х имуществу репрессированных родственников. Визит незнакомого мужчины в нелепом деловом костюме и белых кроссовках вносит оживление в их изолированное существование. Пожилая дама начинает кокетничать. Специально злит дочь, опрокидывая варенье. В конце концов агитатор ретируется, а мать решается выйти на прогулку к реке. Они, переругиваясь, степенно отправляются в сторону Днепра. Мать вынуждает дочь зайти в ресторанчик, где они задерживаются.
Мужичонка в капитанской фуражке производит небольшую событийную рябь. Тоже бесцельный, никому не нужный человек, безнадежно пристающий к чужим дамам, раздражая их кавалеров. Но его заботит газетное сообщение, что «астероид вот-вот столкнется с Землей». Чем меньше событий в собственной жизни, тем больше беспокоят глобальные катаклизмы.
Девочки из любопытства соглашаются покатать двух пожилых дам. Мать вспоминает прошлое и ведет себя несколько провокационно. Педантичная, сухая дочь пытается ее одергивать. Она буквально поднимает скандал, когда мать уже на берегу попросила у одной из девочек помаду. Начинается ссора, девочки исчезают. Льет дождь, дочка плачет на коленях мамы, а та утешает ее, как в детстве.
Фильм полон доказательств бессмысленности существования большинства, к которому принадлежат героини. Такие и те, кто сходят с катера на пристань, и те, кто вяло пирует на пикнике или сидит на пластмассовых креслах в провинциальных кафе. Фильм тонкий, но вызывающий чувство безысходности. Днепр тут являет собой аллегорию забвения: все суета.
Безусловно, удачная камерная работа, в которой ощущается класс. Извечная тоска, пронизывающая это «пропахшее нафталином» полотно, вероятно, от Киры Муратовой. Но «У реки» гораздо светлее муратовских постановок, в чем безусловная заслуга дебютантки Евы Нейман.