Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
22 февраля 2007, 20:53 • Культура

…И сбоку бантик

Кинопремьеры недели: солдаты прошлого и будущего

…И сбоку бантик
@ centpart.ru

Tекст: Александр Фолин

В стране, где, по едкому выражению Константина Эрнста, кино напоминает покойника, который едва шевельнулся в гробу, известие о запуске высокобюджетного фантастического боевика – уже повод для радости. Особенно если взялись за него профессионалы своего дела. Два года ушло на ожидание того, когда же Михаил Хлебородов и Юсуп Бахшиев закончат свой «Параграф 78», и вот он выходит на экраны… Вернее, не он, а его пилотная серия.

А как еще назвать первую часть разбитого пополам фильма, которая настолько несамостоятельна, что в ней нет ничего, кроме завязки и знакомства с персонажами? Авторы не сочли нужным создать хотя бы видимость саспенса – герои вальяжно блуждают по коридорам лаборатории, зрители ждут, когда же начнется экшен… Но так его и не дожидаются. Хотите оправдать потраченное время? Приходите на «Параграф 78, пункт 2», и все будет. Может быть.

«Параграф 78»

В «Параграфе» можно найти массу скрытых и явных цитат из классики жанра, причем вся картина в целом до боли напоминает недавний «Doom» Анджея Бартковяка

Было бы просто замечательно, если бы проблемы «Параграфа 78» ограничивались неспособностью авторов взять себя в руки и покромсать отснятый материал до удобоваримого хронометража, дабы получить фильм, чуть реже напоминающий о том, что в его основе короткий рассказ. Себя и свою работу, конечно, нужно любить, но хорошо бы еще чувствовать грань, за которой эта любовь начинает идти вразрез со здравым смыслом, чувством меры и вкусом.

Так, в частности, сценарий, написанный Михаилом Хлебородовым по мотивам рассказа Ивана Охлобыстина, делает всех основных героев остряками, говорящими исключительно афоризмами, от чего в какой-то момент начинаешь уставать. Они ведь еще и шутят одинаково, что только и остается списать на завидную сплоченность коллектива. Однако часть реплик не стреляет из-за одной из главных бед российского кинематографа – неумения работать на озвучении. А фальшь, с которой звучат многие диалоги, сводит на нет актерскую игру в целом.

Кстати, пройдемся по сюжету. Недалекое будущее, в котором легализовали легкие наркотики, а эпоха Путина уже воспринимается как седая древность. Группа спецназовцев, давно разбежавшихся в разные стороны и с разной скоростью катящихся вниз по наклонной, собирается вновь, чтобы отправиться на некий остров в северных морях, где расположена секретная лаборатория по производству бактериологического оружия. Лаборатория не выходит на связь, и бравым солдатам предстоит выяснить, что там случилось.

Сразу оставим за скобками вопрос, зачем было мучиться и собирать потерявших квалификацию бойцов (в стране перевелись крепкие ребята?), – ответ на него мы все равно не получим, как и на кучу других вопросов.

Актерский костяк в основном составляют звезды, прошедшие серьезную физическую подготовку. К ним примкнула певица Слава, она же Анастасия Сланевская, о чьих вокальных способностях почти никому ничего не известно, зато многие видели ее весьма откровенные фотосессии в глянцевых журналах во главе с Playboy. Разумно предположить, что и в «Параграф 78» дебютантка была приглашена с тем же прицелом, но на поверку оказывается, что зрителей и здесь обманули. Сцена в душе, чем-то напоминающая схожий эпизод из «Солдата Джейн», снята с той же целомудренностью, а жаль – первая часть здорово выиграла бы, если бы в ней было хотя бы красивое женское тело.

Кстати, о «Солдате Джейн». Работа Хлебородова ясно дает понять, что авторы фильма – люди насмотренные и не из тех, кто кричит на всех углах, что ненавидит мейнстрим. В «Параграфе» можно найти массу скрытых и явных цитат из классики жанра, причем вся картина в целом до боли напоминает недавний «Doom» Анджея Бартковяка.

Беда в том, что не все крючки отыграны удачно. Так, шестиствольный пулемет, который таскает герой Станислава Дужникова Люба, – не что иное, как привет «Хищнику», поскольку это абсолютно неприспособленное для ручного ношения оружие в этом качестве появлялось только там. Вот только толку в нем как-то маловато – остается лишь надеяться, что все еще будет во второй части.

Но на что надежды точно нет, так это на то, что звучать он будет подобающе. Даже в голливудских боевиках оружие чаще бухает, а не стреляет, и звукачи «Параграфа» в этом вопросе не превзошли заокеанских коллег.

А теперь немного меда в бочку дегтя. По большому счету все это придирки. Так сказать, от большой любви. Просто в который уже раз результат не оправдал завышенных, благодаря шумной рекламе, ожиданий. Между тем фильм яркий, стильный, герои брутальны и очень харизматичны. Особенно понравился доктор, которого сыграл сам Юсуп Бахшиев. Он получился самым… настоящим.

После «Параграфа» остается четкое ощущение, что у его создателей было все, чтобы сделать практически безупречное жанровое кино, но они своим шансом не воспользовались. Все-таки вышедшая половина – это не «Убить Билла. Фильм 1», тут слишком много ненужной траты пленки и слишком мало действия. Сходство с сериалом усиливает реклама второй части, которая приделана в конце. Вот только «бантик» (так на сленге называют интригующую зацепку, заставляющую с нетерпением ждать продолжения) вышел каким-то невзрачным.

«Слуга государев»

Кадр из фильма «Слуга государев»
Кадр из фильма «Слуга государев»

1709 год. Россия воюет со Швецией, чей король Карл XII решил, что ему по силам победить Петра I. А при дворе французского короля Людовика XIV царят интриги и разврат. Некий шевалье Антуан де Брезе нагло отбил у короля его фаворитку Шарлотту де Монтерас, и узнавший об их любовных утехах Людовик решил избавиться от соперника. Антуан как раз незадолго до этого бился за Шарлотту на дуэли и, поскольку дуэли были запрещены, оказался преступником. Де Брезе, а заодно и второй дуэлянт были высланы из Франции, получив задания доставить послания русскому императору и шведскому королю. Антуан отправляется в трудный путь, в котором ему очень помог русский сержант Григорий Воронов.

За год в России выходит от силы десяток крупнобюджетных постановок, и развести их по датам, чтобы они не перебивали друг у друга хлеб, не составляет труда. Так почему же «Параграф 78» и «Слуга государев» вышли в один день? Может, потому, что последний, несмотря на 10-миллионный бюджет, ни на что не претендует? Вообще, поводов для заведомых подозрений в том, что «Слуга» – кино, мягко говоря, необязательное, предостаточно. Например, почему в таком дорогом фильме практически нет не то что звезд, но даже мало-мальски известных актеров, кроме двух-трех во главе с Чадовым, промолчавшим все два часа? Почему от картины отказался «Фокс», из-за чего ее продюсеры вынуждены были спешно искать нового прокатчика? Почему, почему, почему – вопросов много, а ответы на них дает поход в кино.

Дебютант Олег Рясков оправдал все опасения, сняв из рук вон плохое кино. Взявшись за такую сложную для постановки историю, требующую умения снимать батальные сцены и работать с массовкой, он явно переоценил свои силы. Битва под Полтавой выглядит так убого, словно бюджет был на порядок ниже. По чьим карманам были растасканы деньги – не наше дело. Важно, что несоответствие визуального ряда и заявленных ресурсов просто очевидно. Оно сказывается на игре актеров, монтаже, костюмах, декорациях. Да и сценарий, по правде говоря, тоже не мешало бы полностью переписать. А поскольку этого сделано не было, фильм лучше не смотреть.

«Ложное искушение»

Кадр из фильма «Ложное искушение»
Кадр из фильма «Ложное искушение»

1961 год. Диверсионная операция, затеянная ЦРУ в заливе Свиней, с треском провалилась, и все потому, что кубинцы о ней узнали. Кеннеди принес публичные извинения, а в ЦРУ полетели головы. Один из отцов-основателей управления Эдвард Белл Уилсон пытается собрать все доступные данные и найти крысу, а заодно ударяется в воспоминания: как в конце 30-х, будучи студентом Йеля, стал членом тайного студенческого братства «Череп и кости», как начал выполнять небольшие поручения правительства, как оказался в разведке и встретил Вторую мировую войну в Лондоне, а после ее окончания перебрался в Берлин, как вместе со своими братьями по оружию создал ЦРУ и как ему пришлось выбирать между делом и семьей.

Своей третьей режиссерской работе Роберт Де Ниро отдал восемь лет. В течение этого времени сценарий Эрика Рота несколько раз претерпевал изменения, но ни одна из его версий не могла убедить инвесторов, что они ничем не рискуют. Характер постановки требовал серьезного бюджета, а при той скрупулезности, которую обещал подход к вопросу Де Ниро, картина грозила обернуться скучной производственной драмой.

Таковой она и получилась. Ни внушительный список звезд во главе с Мэттом Деймоном, в последний момент заменившим Леонардо Ди Каприо, ни оператор Роберт Ричардсон, на счету которого лучшие работы Оливера Стоуна и Мартина Скорсезе, не смогли оживить эти попытки разобраться в сути ЦРУ. Чего у Де Ниро не отнять – он без труда доказал, что ЦРУ такая скучная организация, что лучше даже не пытаться вникать в ее деятельность, иначе мозг лопнет. Причем, говорят, что все воспроизведено в фильме так точно, что американским разведчикам остается наградить режиссера орденом за заслуги или убить как врага. Чего в «Ложном искушении» (кстати, очередной шедевр локализации названия!) больше – пользы или вреда для ЦРУ, знают только они.

«Параграф 78»
Звезды – Гоша Куценко, Владимир Вдовиченков, Анатолий Белый, Станислав Дужников, Григорий Сиятвинда, Юсуп Бахшиев, Михаил Ефремов
Жанр – фантастический боевик
Про что – про группу спецназовцев, отправленную в секретную лабораторию, которая перестала выходить на связь.

«Слуга государев»
Звезды – Николай Чиндяйкин, Алексей Чадов
Жанр – историческая драма
Про что – про двух французских дуэлянтов, высланных из страны и оказавшихся по разные стороны фронта во время русско-шведской войны XVIII века.

«Ложное искушение» (The Good Shepherd)
Звезды – Мэтт Деймон, Анджелина Джоли, Роберт Де Ниро, Алек Болдуин, Билли Крэдап, Майкл Гэмбон, Уильям Херт, Тимоти Хаттон, Джо Пеши, Джон Туртурро
Жанр – шпионский триллер
Про что – про становление ЦРУ как одной из самых мощных разведок мира.

..............