Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

12 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

15 комментариев
29 декабря 2007, 14:00 • Культура

«Северное сияние» vs «Золотой компас»

"Северное сияние" vs "Золотой компас"

«Северное сияние» vs «Золотой компас»
@ film.ru

Tекст: Олег Рогов

Экранизацию первого тома трилогии Филипа Пулмана «Северное сияние» фанаты ждали с воодушевлением, но она принесла разочарование. Почему фильм под названием «Золотой компас» провалился в прокате и стал явной неудачей? Не следует ли искать корни этого события в устоявшемся голливудском подходе к литературному материалу?

Ловушка клипового мышления

На языке вертятся слова «манипулирование» и «культурный фашизм

Название детской фэнтезийной трилогии впечатляет: «Темные начала». Подзаголовок: «Детская книга для взрослых сердец». Действительно, эти книги отличает от множества им подобных какое-то очень серьезное отношение к описываемым в них событиям, сколь сказочными бы они ни казались.

Мрачный колорит, вневременной локус – то ли Средневековье, то ли викторианская эпоха послушно воспроизведены в кинофильме. А страшные последние глубинные вопросы, на которых завязан сюжет: «крыша» организованной религии или опасное самостоятельное путешествие к запретным мирам, амбивалентность добра и зла, внешняя манифестация души и ее связь с половым взрослением – все эти моменты оказались практически не востребованы в эффектной экранизации.

Режиссер Крис Вейтц предпочел следование сюжету, нежели вживание в характеры персонажей, они вполне пунктирны и двумерны. Что вполне, впрочем, соответствует стилистике фильма – предпочтение экшена связному и вдумчивому рассказу. Монтаж предельно рваный, насколько это допустимо в детском фильме, но все равно создается впечатление, что мы смотрим какой-нибудь очередной боевик Тони Скотта.

Упор на зрелищность сыграл злую шутку с создателями «Золотого компаса». Зрители, которые не читали книгу, почти ничего не поймут в фильме, настолько пунктирно в самом начале фильма, после титров, объясняются основные ударные моменты книги Пулмана.

В книге, заметим, эти довольно сложные гностические построения вызревают исподволь и герои приходят к их пониманию буквально на своей шкуре (буквально – потому что манифестация души персонажей представлена животными, «деймонами» по книге, которые сопровождают героев и неотделимы от них).

Почему-то принято полагать, что дух времени адекватнее может быть выражен минималистскими средствами. В поэзии это миниатюры, верлибром преимущественно. В фильмах – рваный монтаж, мелькание крупных планов. Мол, «время вперед», убыстряемся, нет возможности вглядываться в детали и медитировать.

Можно подумать, что пресловутый горбачевский лозунг «Ускорение!» получил свое воплощение именно в начале XXI века, и не в политическом или экономическом, а в сугубо культурном контексте.

Остается восхищаться мастерству монтажера, который соединяет эти «вспышки сознания» в нечто условно цельное.

Родословная краткости

Вывод из вышесказанного неутешителен. Краткость – в ее динамическом формате – отнюдь не заменяет собой содержательность. Она противоположна афористичности, ибо емкость в ней отсутствует.

Иначе она была бы просто невозможной – никакое сознание не выдержит напора компрессии, будь она явлена в так называемом клиповом мышлении. Нагрузка элементов нарезки минимальна, и именно это позволяет ей течь сквозь наше восприятие, почти его не затрагивая.

Это отнюдь не плавное течение, как в предсказуемом жанровом фильме, когда наше полудремлющее восприятие с удовлетворением фиксирует предсказуемость сюжетной композиции и визуального ряда.

Динамичный монтаж, ни на секунду не дающий отвлечься от происходящего на экране, скорее, наоборот, диктует нашему восприятию свои законы и не позволяет критически воспринимать увиденное – на это просто нет ни времени, ни эмоциональных сил.

На языке вертятся слова «манипулирование» и «культурный фашизм». Вопроса о зрительском соучастии уже не возникает, разве что – тут улыбнуться, тут всплакнуть, а вот здесь подпрыгнуть от неожиданности.

Что любопытно, если раньше такая подача материала была в новинку и действительно являла собой некие новые веяния, то на сотом или тысячном ее воспроизведении возникает чувство отторжения.

Наверное, по законам «культурной физики» нас ждет в будущем отнюдь не еще более ускоренный темп, а, наоборот, плавное и постепенное развертывание повествования. Что, конечно же, не исключает иных приемов манипулирования и подчинения, только еще более тонких и неявных.

Но не хочется заканчивать на грустной ноте. Читатели Пулмана все же получили визуальный ряд, который теперь неизбежно будет сопровождать чтение этой замечательной книги. Николь Кидман в роли матери Лиры вполне адекватна, равно как и Дэниел Крейг в роли лорда Азриэла.

Декорации Иордана и столичная роскошь – выше всяких похвал, равно как и путешествие на дирижабле, и северные просторы. Впечатляют и милые метаморфозы зверюшек (у детей «деймоны» еще не оформились и могут менять обличья), когда читаешь книгу, это как-то проскальзывает, но фильм наглядно демонстрирует весь спектр возможных превращений.

Есть и забавные совпадения. Главный положительный медведь почему-то похож на Александра Валуева, а король цыган – на покойного питерского диссидента Вячеслава Петрова.

Остается ждать продолжения, оно неизбежно по законам Голливуда. И смеем надеяться, что две следующие серии искупят недостатки первого фильма.

..............