Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

4 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
30 октября 2007, 15:11 • Культура

Звери диковинные, разные

Звери диковинные, разные
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Юлия Бурмистрова

В музее Сергея Прокофьева зрителям показали перформанс «Бестиарий». Генеральную репетицию оперы. Двенадцать известных поэтов и пять композиторов представили зверей, с которыми они себя ассоциируют. Летучие волки, снежные львы, черепахи, дельфины, мамонты, бабочки, олени... Насколько им удалось соединить несоединимое, превратив чтение стихов под музыку в оперу, читайте в нашей статье.

Представленный в музее Прокофьева перформанс Владимира Смоляра «Бестиарий» – генеральная репетиция оперы. Да, да, именно оперы. Мы так привыкаем к словам, вернее, к их значениям, порой удивляясь несовпадению с привычным… Как так – поэты читают стихи под музыку, называя это оперой? А опера прежде всего означает «сочинение», «драма или комедия, положенная на музыку».

Репетиция оркестра

Научиться писать короткое и в то же время драматическое произведение, чтобы в две минуты уложить роман

Вот и «бестиарий», позабытый средневековый жанр описания реальных или мифических животных в стихах, возродился вновь в новой для него форме. Собирая, а скорее вбирая в себя не только зверей, но и поэтов, композиторов, художников.

Двенадцать диковинных животных, придуманных двенадцатью поэтами. Владимир Аристов, Игорь Вишневецкий, Мария Галина, Марианна Гейде, Вадим Месяц, Андрей Родионов, Мария Степанова, Андрей Тавров, Борис Херсонский, Шиш Брянский и Аркадий Штыпель. Двенадцатым должен был быть Дмитрий Александрович Пригов, скоропостижно скончавшийся летом. Но поэты не умирают – остался записанный для репетиций голос.

Пять композиторов придумали музыку: Сергей Загний, Владимир Мартынов, Федор Софронов, Ольга Субботина и Антон Ровнер. В исполнении «Ансамбля ХХ век» под руководством Марии Ходиной.

Разрушая клетки

Двенадцать диковинных животных, придуманных двенадцатью поэтами
Двенадцать диковинных животных, придуманных двенадцатью поэтами

Автор проекта Владимир Смоляр считает, что идея абсолютной ценности личности и ее свободы выражения привело к такому разнообразию творцов, что стало практически невозможно понимание друг друга даже в рамках одного и того же вида искусства. Литераторы, музыканты, художники перестали олицетворять направление искусства, олицетворяя только себя. Каждый сам себе зверь, сам себе жанр.

«Первая ассоциация, столкнувшись с современной поэзией и поэтами, – говорит Смоляр, – дремучий лес, наполненный диковинными зверьми».

Собрав вместе не только поэтов, но и музыкантов и художников, он хочет если не разрушить, то хотя бы поколебать границы между жанрами, между людьми.

Так и вышло. Перформанс как генеральная репетиция оперы стал, по сути, репетицией разрушения границ. Отсюда и неровность действия, и осторожность музыкантов в момент, когда начинали звучать слова.

Поэтому самым органичным зверем был «Летучий волк» Пригова. Звучавший в записи голос, звучавшая в записи музыка Владимира Мартынова, исполненная ансамблем OPUS POSTH под управлением Татьяны Гринденко.

«Живой звук» остальных компиляций стихов и музыки был рваный. Поэты то прислушивались к произносимым ими же словам, то уступали место музыке. Кто-то говорил тихо, прикрываясь листочком с текстом давно выученного стиха. Кто-то пытался победить музыку, выкрикивая слова, отчаянно жестикулируя и мимикрируя, захватывая зрителя зрелищем такой битвы.

Музыканты играли хорошо, ровно. И только дирижеру Вячеславу Валееву, пропускавшему все сквозь себя, удалось стать центром перформанса. Тем идеалом, презревшим межжанровые границы. Он был органичен и неотразим в своей пластике.

Из всех искусств важнейшим является процесс

Но не подумайте, что все было плохо и я ругаюсь. Именно это и было интересно. Попытка соединиться, услышать друг друга отражалась в лицах, слышалась в словах, звучала в музыке.

Ведь в искусстве главное – не только результат, в данном случае сыгранная опера. Немаловажен, а подчас и первичен сам процесс. В этом и заключается перформанс. Можно было отрепетировать, никому не показывая, и явить готовую оперу «Бестиарий». Нам показали самое интересное, то, что обычно остается за кулисами, – творческий спор, столкновение жанров.

После перформанса я поговорила с автором проекта, с поэтами, музыкантами, задавая практически одни и те же вопросы. Все отвечали разное, в основном о себе, о себе в проекте, о положении поэзии или музыки в целом. Но сходились в одном – необходимо разрушать границы, соединяться, прорастая новым жанром.

– Насколько сложно делать такие перформансы? – спросила я у Владимира Смоляра
– Это невыносимо сложно. Посмотрите, тут собрался настоящий зверинец. Поэты, которые друг друга за поэтов не считают, музыканты. Кот и лев в одной клетке. Только стоящий в центре зала дирижер – как некий идеал того, что должно быть.

– Как родилась идея проекта?
– Все достаточно просто. Современное искусство всегда представлялось мне неким бестиарием.

– Как удалось соединить, уговорить, сподвигнуть?
– Проект построен на энтузиазме, на инициативе. Поэтапно. Поэт сочиняет стихотворение и читает на диктофон, композитор слушает и рефлексирует. Я, как художник, слушаю это все и пытаюсь увидеть в поэте зверя, отразив на фотопленке.

– Что будет дальше с проектом? Он обрастет костюмами, декорациями?
– Дальше перформанс превратится в нормальную оперу. Насчет внешних деталей пока не знаю. На репетиции были художники, режиссеры, возможно, из этого родится что-то. Разные люди не считают это оперой или бестиарием. Главное, что я так считаю.

Разговоры после

Композитор Антон Ровнер

– Небольшие по времени произведения сложней писать?
– Сложней, поэтому это и надо делать. Был повод мне как композитору не распыляться, не растягиваться. Научиться писать короткое и в то же время драматическое произведение, чтобы в две минуты уложить роман. Как про Вебера говорили, что он пишет роман в одном вздохе. В минимуме дать максимум. К тому же было интересно попробовать выражать слова в музыке.

– Такой проект – шанс для современного академического композитора выйти к публике?
– К сожалению, классический академический и авангардный академический жанры не востребованы большим количеством населения. Не всегда находятся исполнители. Не всегда есть проекты вроде этого. Композиторы слишком варятся в своем соку, что способствует узости восприятия. Хорошо, когда возникает такое сотрудничество музыки и слов. Музыка становится слышна в контексте широкой культуры, и это ей на пользу.

Поэт Вадим Месяц

– Если честно, я боялся, скептически ждал, что получится как всегда – «поэты у микрофона под музыку». Как по радио. Но получилось гораздо большее, что пока не оформляется в слова.

Поэт Игорь Вишневецкий

– Сегодняшний вечер удался?
– Наша культура слишком разрознена по группам, подгруппам.

Задача заключалась в том, чтобы свести как можно больше поэтов и композиторов и представить стилистическую разноголосицу. Но, мне кажется, получилось единое пространство, даже несмотря на элемент некоей неизбежной нестыковки из-за такого количества не просто участников, а личностей. Но мы это будем делать не один раз. Кроме того, это попытка завоевать другое пространство, отличающееся от пространства чистой словесности.

– Будет ли развиваться проект?
– Безусловно, необходимо развивать дальше. Перегородки, существующие в искусстве между профессиональными сообществами, должны быть сняты. И нужно повышать социальную значимость того, что мы, поэты и композиторы, делаем. Потому что мир воспроизводит сам себя, отказываясь понимать социальную неадекватность такого воспроизведения. Сложно говорить об адекватности. Ну, вот сегодня был забит зал, вроде бы аншлаг, а на самом деле это человек двести. Аншлаг будет, когда придет несколько тысяч.

Руководитель «Ансамбль ХХ век» Мария Ходина

– Ваш ансамбль новый, но уже так хорошо сыгран, подобран…
– В ансамбле играют студенты института им. М. М. Ипполитова-Иванова, где существует уникальная кафедра современного исполнительского искусства. К сожалению, академическую музыку XX века знают очень мало, музыканты не востребованы. Наша задача – это изменить.

– Как вам сегодня игралось, какой опыт приобрели?
– У нас есть опыт общения с рядом авторов – Сафронов, который преподает в институте, Ровнер, Субботина – выпускница нашего института. Неожиданности начались во время соприкосновения с текстом. Мы никогда не работали со словом. Это впервые.

Сегодня было много нивелировано в музыке ради того, чтобы был донесен текст. Под сурдинку выравняли в одной динамике, а ведь произведения сильные, разные. Заканчивался текст, начинались аплодисменты, а музыка еще идет. Тут еще много работы, и внутри, и со зрительским восприятием.

Послесловие

Вместо итога скажу так – это интересно.

Правда, справедливости ради стоит еще добавить, что интересно – зрителю, хоть немного подготовленному. А значит, опять границы. Но в то же время – новая цель. Если опера «Бестиарий» состоится как результат, у нее есть все шансы одолеть новую вершину.

..............