Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

8 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
13 октября 2007, 11:19 • Культура

Танцы для четырех ведер и заводной обезьянки

Рейтинг событий академической музыки октября

Танцы для четырех ведер и заводной обезьянки
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Илья Овчинников

Насыщенность московского музыкального сезона в эти дни такова, что впору предположить, будто на дворе декабрь или май – месяцы традиционного подведения итогов. И тем не менее уже сейчас афиша настолько богата, что выбор сделать трудно: например, 17, 18, 20 и 21 октября Латвийская национальная опера представляет в Большом театре Бизе и Шостаковича. В эти же дни консерватория предлагает концерты, пропустить которые нельзя, – как не пойти на Рудольфа Баршая или на легендарный хор «Зингферайн»?

Сделать правильный выбор вам поможет наш хит-парад, на первых местах которого всё самое важное и нужное.

1. Фауст летит на Юпитер

Именно так и рождается инструментальный театр – универсальное средство приблизить к слушателю самую что ни на есть сложную музыку, расширить ее границы, придать ей иное измерение

Трудно представить, но 50 с небольшим лет назад в нашей стране не существовало профессиональных камерных оркестров, а «Времена года» Вивальди и «Искусство фуги» Баха не были для меломанов азбукой, как сегодня. Первым коллективом в СССР, открывшим публике эти и многие другие произведения эпохи барокко, стал легендарный Московский камерный оркестр (МКО), созданный Рудольфом Баршаем – альтистом из первого состава квартета Бородина.

Тогда у нас еще не знали об аутентичном исполнительстве и происшедшей в Европе «барочной революции», поэтому на сегодняшний взгляд многое из исполнительской практики тех лет может показаться старомодным. Однако сам подход МКО к работе, когда на репетиции тратилось в пятнадцать раз больше времени, чем в любом другом коллективе, выглядел революционным, и в первое десятилетие МКО был одним из лучших камерных оркестров мира. Позже Рудольф Баршай эмигрировал и МКО стал терять уровень; сегодня он называется Государственным камерным оркестром России и не представляет большого интереса.

Однако свято место пусто не бывает, и, когда в 1979 году Владимир Спиваков собирал «Виртуозов Москвы», ориентиром ему служил именно МКО, многие музыканты которого влились в новый коллектив. Тем символичнее, что именно с «Виртуозами» Рудольф Баршай проводит свой первый концерт в Москве за много лет – 18 октября в Большом зале консерватории. Прозвучат симфония «Юпитер» и Семнадцатый фортепианный концерт Моцарта (солист Питер Донохоу), а также Andante Cantabile Чайковского.

Гвоздем программы, однако, станет музыка совсем другого автора – нашего современника Александра Локшина, выдающегося российского композитора, умершего 20 лет назад. В свое время Локшин не получил достаточной известности, хотя его талантом восхищались Мария Юдина и другие видные музыканты. Один из убежденных пропагандистов его музыки – Рудольф Баршай; под его управлением Эвелина Добрачёва исполнит «Три сцены из «Фауста» – масштабное вокально-симфоническое сочинение в лучших традициях Малера и Берга.

2. Картинки дорисует Ашкенази

16 октября дань учителю отдаст Владимир Ашкенази, не игравший в Москве около двух лет
16 октября дань учителю отдаст Владимир Ашкенази, не игравший в Москве около двух лет

Продолжается фестиваль, посвященный 100-летию выдающегося пианиста и педагога Льва Оборина. В 1927 году 19-летний Оборин был одним из первых советских музыкантов, участвовавших в международном конкурсе, – и стал победителем: уже тогда он производил впечатление зрелого музыканта с яркой индивидуальностью. Оборин был исключительным ансамблистом, в течение многих лет выступая в дуэте со скрипачом Давидом Ойстрахом и с ним же в трио с виолончелистом Святославом Кнушевицким: тогда это был один из лучших ансамблей в мире. В консерватории Оборин также занимался композицией в классе Николая Мясковского и даже брал уроки дирижирования. Но в истории Оборин остался в первую очередь как пианист и педагог, воспитавший несколько поколений музыкантов.

16 октября дань учителю отдаст Владимир Ашкенази, не игравший в Москве около двух лет – с тех пор, как в октябре 2005 года представил вместе с сыном Дмитрием вечер музыки для кларнета и фортепиано: странно было видеть Владимира Давидовича в скромной роли аккомпаниатора. На этот раз Ашкенази станет за пульт симфонического оркестра Московской консерватории; в Большом зале прозвучат Четвертый фортепианный концерт Бетховена (солист Михаил Воскресенский) и «Картинки с выставки» Мусоргского, причем последние обещаны в оркестровке... самого Ашкенази. Завершит программу «Колыбельная» Чайковского в обработке Рахманинова.

3. А я иду шагаю по Луне

О том, состоится ли фестиваль современной музыки «Игры без слов», не было известно до последнего момента: Департамент культуры Москвы принял решение о поддержке форума в день его открытия. Тем не менее посвященный инструментальному театру фестиваль успешно стартовал; как и положено по условиям жанра, на первом концерте музыканты ходили по сцене, стучали ботинками, становились друг к другу спиной и делали многие другие вещи, попутно исполняя весьма непростые сочинения. Именно так и рождается инструментальный театр – универсальное средство приблизить к слушателю самую что ни на есть сложную музыку, расширить ее границы, придать ей иное измерение.

Этот жанр насчитывает уже не одно столетие: достаточно вспомнить Прощальную симфонию Гайдна, где в финале оркестранты гасят свечи и медленно покидают сцену, когда музыка еще звучит, или Первую симфонию Шнитке, где на сцене происходят коллизии, которым могут позавидовать иные драматические спектакли. Увы, инструментальный театр не самый частый гость в наших залах, и это при всей его демократичности! Тем интереснее замысел организаторов фестиваля – представить российской публике последние достижения в этом жанре композиторов Европы и ее окрестностей.

14 октября в культурном центре «Дом» нидерландский барабанщик Арнольд Мариниссен представит программу «Непонятая красота», охарактеризованную как «мультимедийный перформанс о потерянной и найденной красоте с участием фильмов, множества ударных, голоса, музыкальной пилы, электроники и двух ног». 20 октября в Рахманиновском зале консерватории – концерт Московского ансамбля современной музыки (МАСМ), который исполнит коллективную работу композиторов Франции, Испании и Узбекистана «Мы шли по Луне», а также сюиту Николая Каретникова «Из Шолом-Алейхема» (по страницам «Тевье-молочника»).

Заключительный вечер фестиваля – 29 октября в Концертном зале Рахманиновского общества, а кульминацией станет концерт 23 октября в Большом зале консерватории. Московский симфонический оркестр исполнит сочинения с интригующими названиями «Гнев Бетховена» Оскара Страсного, «Быстро, но не всегда» Ричарда Эйриса и «Механизмы искусственного поддержания жизни» Дмитрия Курляндского. Апофеоз вечера – «Танцы» голландского классика Луи Андриссена и Con moto morto Юрия Каспарова (инициатора фестиваля) для четырёх вёдер, струнных, органа и заводной игрушечной обезьянки.

4. Непатриотичные французы

Юбилейный сезон маэстро Федосеев открывает двумя ударными программами в Большом зале консерватории
Юбилейный сезон маэстро Федосеев открывает двумя ударными программами в Большом зале консерватории

Знаменитый дирижер Владимир Федосеев недавно справил 75-летие, а в этом сезоне отмечает 50 лет своей творческой деятельности. Задумавшись о том, что Федосееву 75, в первое мгновение удивляешься: кажется, маэстро уже отмечал именно эту дату буквально только что. Секундой позже понимаешь, что 75-летие недавно праздновал Большой симфонический оркестр (БСО) – один из сильнейших коллективов России, которым Федосеев руководит более 30 лет. За это время имена дирижера и оркестра связались друг с другом крепче, чем Ленин и партия, и связка «Федосеев + БСО» гарантирует музыку в высококачественном, пусть и достаточно консервативном, исполнении.

Юбилейный сезон маэстро Федосеев открывает двумя ударными программами в Большом зале консерватории – соответственно 20 и 26 октября.

В первый из вечеров прозвучит «Торжественная месса» Бетховена – одно из любимых сочинений Федосеева, которым он многократно дирижировал и за рубежом, и в Москве, но ни под одним из исполнений, по его словам, не мог бы подписаться полностью.

В концерте примет участие знаменитый Венский хор «Зингферайн», отмечающий в этот день 150-летие, а также крепкая команда солистов – Красимира Стоянова, Ивон Нёф, Герберт Липперт и Роберто Скандьюцци. Во второй вечер – музыкально-литературная композиция «Война и мир» по Льву Толстому, Бетховену, Прокофьеву и Чайковскому.

«Героическая» симфония Бетховена, фрагменты оперы Прокофьева «Война и мир» и увертюра Чайковского «1812 год» прозвучат на фоне фрагментов из романа Толстого, которые будут читать Михаил Филиппов и Дарья Мороз.

Как рассказывает Федосеев, недавно композиция была представлена во Франции и вызвала горячий отклик у публики: «Французы слушали хорошо, под конец буквально с мест вскочили, хотя там звучат не слишком приятные для них слова».

..............