Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
4 комментарияКлеопатра, Эдип и Петрушка
После Второго фестиваля симфонических оркестров мира Москву ожидает приезд еще одного крупнейшего коллектива мирового класса. Речь о Лондонском симфоническом оркестре, главный дирижер которого с этого года – наш соотечественник Валерий Гергиев.
Повод для их единственного концерта – 125-летие со дня рождения Игоря Стравинского, которое в эти дни также отмечает Государственная академическая симфоническая капелла России. Юбилей Стравинского, завершение абонемента «Дирижирует Александр Лазарев» и другие события составили наш очередной хит-парад, на первых местах которого, как всегда, все самое интересное.
1. Куда несешься, тройка
Минувшей весной Гергиев уже осуществил глобальное приношение Стравинскому, исполнив на Пасхальном фестивале свыше 10 сочинений Игоря Федоровича
Как бы ни развивалось сотрудничество Валерия Гергиева и Лондонского симфонического оркестра (ЛСО), оно уже вписано в историю: речь о великолепной записи цикла прокофьевских симфоний, недавно осуществленной Гергиевым и ЛСО. Прокофьев, Дебюсси и Стравинский – три композитора, c музыки которых начался новый этап совместной работы прославленного дирижера и легендарного коллектива. Концерт 16 июня в зале Чайковского также посвящен этой блестящей тройке: Первый скрипичный концерт Прокофьева исполнит Вадим Репин, фортепианные прелюдии Дебюсси прозвучат в оркестровке нашего современника Колина Мэтьюза. Особое место в программе занимает Стравинский – 17 июня исполняется 125 лет со дня рождения композитора: оркестр исполнит два ключевых его произведения – балет «Петрушка» и «Симфонию в трех движениях». Минувшей весной Гергиев уже осуществил глобальное приношение Стравинскому, исполнив на Пасхальном фестивале свыше 10 сочинений Игоря Федоровича, и теперь продолжает эту линию. Досадно лишь, что в Москве нет ни оркестра, ни дирижера, которые предложили бы отметить юбилей Стравинского столь же масштабно.
2. Цареубийца за маской
Актеры Александр Мохов в роли царя Эдипа и Юлия Марченко в роли Иокасты во время предпремьерного показа спектакля «Эдип-царь» по трагедии Софокла |
О 125-летии Стравинского московские артисты все же не забывают: нашим ответом Валерию Гергиеву станет исполнение оперы-оратории «Царь Эдип» в сценической версии Григория Катаева. Она будет представлена 19 июня на сцене Концертного зала имени Чайковского, партер которого легко становится оркестровой ямой. Наряду с «Пиковой дамой», «Царь Эдип» стал одной из первых подобных постановок на этой площадке – как оказалось, вполне пригодной для оперных спектаклей. Задумав в 1926 году сочинение на основе какого-либо хрестоматийного сюжета, Стравинский выбрал «Царя Эдипа» Софокла; основным языком здесь стала латынь – мертвый, «почти что ритуальный язык», который создавал бы впечатление условности происходящего. Для этой же цели была введена партия чтеца – единственного действующего персонажа оперы-оратории, который пересказывал бы содержание оставшихся за кадром эпизодов и комментировал бы происходящее. Его роль исполнит Игорь Яцко – артист «Школы драматического искусства» Анатолия Васильева. Если в большинстве записей «Эдипа» тон чтеца бесстрастен и деловит, то Яцко видит эту роль иначе, произнося текст громко и экзальтированно. Главный герой постановки – хор симфонической капеллы Валерия Полянского. Тогда как солисты, завершив партию, скрываются за соответствующей маской, хор представляет собой зеркало происходящего, комментируя события даже в минуты молчания.
3. Дирижер у микрофона
- Петрушка во фраке
- Скрипичный ключ
- Новое по-старому
- Джесси forever
- Награды нашли виртуозов
«Песнь о земле» Малера, не звучавшую в Москве много лет, в этом сезоне собирались играть трижды, однако вовремя состоялось лишь первое исполнение – еще два перенеслись на середину июня. Одно из них прошло недавно под управлением Александра Ведерникова, а 19 июня в Доме музыки «Песней о земле» дирижирует Александр Лазарев. Сольные партии исполнят Вольфганг Шмидт и Айви Янике, певшая Малера вместе с великим Дитрихом Фишером-Дискау. Предполагалось, что сочинение сыграет Российский национальный оркестр, однако по ряду причин на сцену выйдет Национальный филармонический оркестр России (НФОР). Зато теперь все стало на свои места: для пяти симфоний Малера, исполненных музыкантами НФОР в этом сезоне, «Песнь о земле» – самый естественный постскриптум, который только можно было придумать.
Концертом завершается абонемент «Дирижирует Александр Лазарев». Выдающийся дирижер, Александр Лазарев более 20 лет отдал Большому театру. Расставшись с ним в 1995 году, Лазарев впервые выступил в Москве лишь 6 лет спустя. Следом были еще три концерта, также с большими перерывами, каждый из которых производил огромное впечатление и представлял по-новому даже хорошо известную музыку вроде «Симфонических танцев» Рахманинова. В этом сезоне Дом музыки предложил Лазареву персональный абонемент, каждую из программ которого маэстро предваряет вступительным словом; и оказалось, что Геннадий Рождественский, известный своими блестящими преамбулами, не единственный мастер этого непростого жанра.
4. Грибоедов, провозвестник современной оперы
Вслед за дискуссионным «Евгением Онегиным» Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко готовит еще одну оперную премьеру. Опера Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелисанда» будет представлена здесь 18 июня в рамках Международного театрального фестиваля имени Чехова. Спектакль пройдет также 20, 22 и 23 июня и сохранится в репертуаре театра. Над постановкой работают французский режиссер Оливье Пи, недавно возглавивший один из лучших музыкальных театров Франции «Одеон», и дирижер Марк Минковский. Последний известен как блестящий специалист по старинной музыке, хотя под его палочкой новыми красками расцветает любой репертуар, к которому прикасается маэстро – будь то Моцарт, Берлиоз или Оффенбах.
Хотя Дебюсси начал сочинять оперу по пьесе Мориса Метерлинка еще в 1893 году, «Пеллеас и Мелисанда», несомненно, музыка ХХ столетия. Дебюсси одним из первых сделал попытку приблизить музыку к дыханию живой человеческой речи – нечто схожее сделал Грибоедов в комедии «Горе от ума». Наряду с сочинениями Леоша Яначека и Альбана Берга «Пеллеас» остался в истории как одна из наиболее революционных опер своей эпохи. Артистам, готовившим премьеру, композитор говорил: «Прежде всего, дамы и господа, вы должны забыть, что вы певцы». Это было 105 лет назад – скоро мы узнаем, способны ли наши современники выполнить подобную задачу.
5. Клеопатра умирает в Москве
Насыщенность столичной музыкальной жизни, не ослабевающая даже к лету, иногда переходит границы разумного – примером тому вечер 25 июня. В Большом зале консерватории (БЗК) и Концертном зале имени Чайковского состоятся концерты, в равной степени заслуживающие внимания и рассчитанные примерно на одну и ту же публику – на любителей интеллектуального вокала.
В зале Чайковского будет петь Катарина Карнеус (Швеция) – участница практически всех престижных музыкальных фестивалей мира, выступавшая с такими дирижерами, как Саймон Рэттл, Лорин Маазель, Айвор Болтон, Роджер Норрингтон и другие. Репертуар Карнеус необычайно широк – от опер Моцарта, Верди и Яначека до вокальных циклов Малера, Штрауса и Шимановского, однако в Москве она исполнит французскую музыку.
Прозвучит драматическая сцена Берлиоза «Смерть Клеопатры» плюс арии из опер Бизе и Гуно; Национальным филармоническим оркестром России дирижирует Мария Эклунд. В БЗК в этот же вечер – программа «Сокровища барокко», которую представит камерный оркестр Musica Aeterna под управлением Теодора Курентзиса. На сцену выйдут контртенор Кристоф Дюмо и сопрано Симона Кермес, покорившая москвичей год назад бесподобным исполнением партии Донны Анны в моцартовском «Дон Жуане».