Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

3 комментария
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

6 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
12 января 2007, 15:25 • Культура

Свято место пусто не бывает

Итоги года: зарубежное кино

Свято место пусто не бывает
@ film.ru

Tекст: Александр Фолин

Впечатления имеют свойство замещаться, и свежие эмоции обычно кажутся более яркими. Именно поэтому всегда так трудно сравнивать года. Однако ощущению, что 2006 год был особенно богат на хорошее кино, почему-то очень хочется верить. Правда, именно в этот год обозначилась вполне четкая тенденция: самые громкие фильмы почти всегда становились разочарованиями. И особенно обидно, что чаще всего огорчали большие режиссеры.

Вышесказанное может поставить в тупик. О каком хорошем годе можно говорить, если все было так плохо? Вот тут-то и начинается путаница. Потому что плохо было, но не все. Ибо в этом году было много неожиданных радостей в виде замечательных фильмов, которые никто не ждал. И их было достаточно много, чтобы общее впечатление от года осталось положительным.

Дальний край несбывшихся надежд

Предупреждения критиков не возымели на потенциальных зрителей ровным счетом никакого действия. Все равно каждый посчитал своим долгом отметиться

Начать хочется все-таки с плохого, чтобы уже к этому не возвращаться. Зачем себе в праздники настроение портить? Итак, в 2006 году целый ряд именитых мастеров, словно сговорившись, подгадали новые фильмы, оставляющие после себя один и тот же вопрос: как он вообще мог такое снять?

Первым был Рон Ховард со своим «Кодом да Винчи» , резонанс от которого был столь велик, что ни одна из последующих громких премьер так и не смогла его превзойти. Уже после каннской премьеры стало понятно, что фильм далеко не так хорош, как можно было ожидать от режиссера «Игр разума» и «Нокдауна». Но какими разгромными ни были бы рецензии, результат оказался еще хуже. И самое печальное, что предупреждения критиков не возымели на потенциальных зрителей ровным счетом никакого действия. Все равно каждый посчитал своим долгом отметиться.

Следующим был Вольфганг Петерсен с «Посейдоном» . Вообще, после «Трои» от него уже можно было всего ожидать, но еще теплилась надежда, что Петерсен, вернувшийся, как Ихтиандр, к своей любимой воде, реабилитируется. Но нет, размах оказался впечатляющим, а реализация посредственной.

В июле своего звездного часа дождались поклонники Брайана Сингера, автора «Обычных подозреваемых» и «Людей Икс», который давно будоражил воображение своим «Возвращением Супермена» . Однако при всем таланте, очередной раз продемонстрированном Сингером, фильм разочаровал. Всему виной был сам Супермен, который при ближайшем рассмотрении оказался героем, совершенно не вписывающимся в XXI век.

Август прошел под знаком Майкла Манна и его широкоэкранной «Полиции Майами». Как и Сингер, Манн сумел сохранить лицо, но картина не оправдала возложенных на нее надежд. Она получилась рыхлая, местами невнятная и удручающе гламурная.

На сентябрь пришлись сразу четыре больших разочарования – «Парфюмер» Тома Тыквера, «Башни-близнецы» Оливера Стоуна, «Клерки 2» Кевина Смита и «Черная орхидея» Брайана де Пальмы. Правда, в одном ряду им явно не место, потому что Тыквер лишь немного недотянул, а Смит просто не смог повторить успех оригинальной ленты, в то время как Стоун и де Пальма заставили всерьез подозревать, что на этот раз их карьере уже точно конец.

Словно пощадив наши чувства после чудовищного сентября, прокатчики подготовили весьма симпатичную программу на октябрь, и новое разочарование, к счастью, относительное, случилось лишь в ноябре. Им стало «Казино «Рояль» , очередной фильм про Джеймса Бонда. Собственно, сам фильм-то вышел ярким и едва ли не лучшим в новейшей истории киносериала, вот только к агенту 007, каким мы его знали, он не имеет никакого отношения. Перезапуск, о котором так долго говорили продюсеры картины, сделал бондиану современнее, но начисто лишил лица.

Возвращения и прощания

Кадр из фильма «Парфюмер»
Кадр из фильма «Парфюмер»

Думается, на этом стоит покончить с тягостными воспоминаниями и перейти к приятным. Прежде всего, хочется отметить, что не все старички дали маху. Год начался «Матч Пойнтом» Вуди Аллена, который вдруг сделался на удивление серьезным и снял картину, не только вызвавшую восторг критиков, но и заставившую взглянуть на него другими глазами. Правда, уже в ноябре он вернулся к прежнему имиджу, сняв «Сенсацию» , однако и она ничуть не разочаровала.

Следующим стал Терри Гиллиам со своей «Страной приливов» . Как известно, фильм был снят в период, когда Гиллиам на несколько месяцев приостановил работу над «Братьями Гримм». Тем не менее, альтернативное жизнеописание двух сказочников стало жертвой продюсерского гнета, а страшноватая история о девочке, живущей в придуманном ею мире, получилась сколь шокирующей, столь и талантливой.

В апреле порадовал Спайк Ли, чей приход в мир высокобюджетного кино был по-настоящему неожиданным. Его «Не пойман – не вор» удивил редкой гармонией идеи и ее воплощения. Даже стало жаль, что он столько лет боролся за права черного населения – давно мог потеснить Майкла Бэя, например.

В мае оскомину от «Кода да Винчи» смягчил Педро Альмодовар со своим триумфальным « «Возвращением» . Название оказалось говорящим – лента обернулась возвращением и для самого режиссера, и для голливудской беглянки Пенелопы Крус, и для много лет не работавшей с Альмодоваром Кармен Мауры.

Столь же теплыми и чувственными получились «Компаньоны» 81-летнего Роберта Олтмана. Эта наполненная светлой грустью картина стала прекрасным финалом для выдающегося британского режиссера, чья внезапная смерть стала одним из самых печальных событий года.

Октябрь, в который мы медленно отходили от провалов сентября, был ознаменован выходом «Отступников» Мартина Скорсезе. Ремейк гонконгского гангстерско-полицейского боевика оказался по меньшей мере не хуже оригинала, и у седовласого мэтра появился реальный шанс получить наконец давно заслуженный «Оскар», с которым его столько лет издевательски прокатывают.

Наконец, последними из больших режиссеров успокоили Мел Гибсон и Тони Скотт. «Апокалипсис» и «Дежа вю» вышли в один день, что несколько странно, учитывая масштаб обоих фильмов. И тем более странно, что обе ленты превзошли все ожидания, а значит, могли претендовать на куда больший кусок пирога, что им достался после дележа.

Молодым везде у нас дорога

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря 2»
Кадр из фильма «Пираты Карибского моря 2»

Неоднократно изумляли в этом году и люди, которые еще не заслужили право именоваться мэтрами. Сколько бы поклонников ни было у братьев Вачовски, их продюсерский проект, ведомый дебютантом Джеймсом МакТигом, был темной лошадкой до последнего. Экранизация графического романа «V значит вендетта» вполне могла оказаться мыльным пузырем вроде «Ультрафиолета», по курьезному стечению обстоятельств стартовавшему с ней в один день. Но лента оказалась очень стильной и оригинальной, хотя и не страдающей избытком экшна.

В тот же день на экраны страны вышел еще один фильм – «Завтрак на Плутоне» Нила Джордана. Это была и вовсе ни на что не похожая история о трансвестите, одержимом идеей найти свою мать. Сыграл его один из самых ярких молодых британских актеров Киллиан Мерфи.

Говоря о молодых режиссерах, нельзя не сказать пару теплых слов о Горе Вербински, еще раз доказавшем свой безмерный талант «Пиратами Карибского моря 2». Лента оказалась достойной своей предшественницы, пусть даже на чашах весов экшен и спецэффекты перевесили юмор.

Уже в октябре тихо, без помпы на нас свалился «Кирпич» Райана Джонсона. Дебютант Джонсон невольно посрамил Брайана де Пальму, как и он, пытавшегося создать стилизацию под нуар. То, что не получилось у многоопытного де Пальмы, с блеском реализовал никому неизвестный парень из Мэрилэнда.

И опять же в один день с «Кирпичом» стартовало «Дитя человеческое» Альфонсо Куарона. Эта мрачная антиутопия мгновенно вознесла мексиканского режиссера так высоко, что многие уже, не стесняясь, называют его гением. И очень символично, что всего через месяц на экраны вышел «Лабиринт Фавна» – фильм еще одного мексиканского гения Гильермо дель Торо. Снятая за смешные для фэнтези деньги, лента дель Торо так перемешала реальность и вымысел, что понять, где что, не представляется возможность.

Отдельных слов заслуживает картина, которая отдельна по своей сути. «Борат» Ларри Чарльза и Саши Барона-Коэна стал главным возмутителем спокойствия этого года. Неполиткорректные шутки, неразрывно связанные с братским Казахстаном, стали поводом для запрета проката фильма на территории нашей страны. Таким образом «Борат» стал первым непорнографическим фильмом, запрещенным к показу в постперестроечной России. Утешает лишь то, что скандал сыграл этой умной и талантливой комедии на руку, и на видео ее увидели даже те, кто в противном случае даже не посмотрел бы в ее сторону.

А одним из последних фильмов в ушедшем году стала «Маленькая мисс Счастье» – трогательная и забавная комедия о семействе неудачников, повезших маленькую некрасивую девочку на детский конкурс красоты. Легкая, независимая малобюджетная лента смогла полностью выветрить из головы негатив, накопившийся за долгие месяцы.

Во многом, благодаря ей, подаренные президентом рождественские каникулы выдались какими-то особенно светлыми. И стало отчетливо ясно, что не важно, сколько стоил фильм, и кто его снял. А еще, что «молодая шпана», способная заменить голливудских старцев, которым давно пора уйти на покой, наконец, откликнулась на зов. С чем нас всех и поздравляю!

..............