Уйма критериев, которыми руководствовался автор при составлении итогового текста, останется для читателя за скобками.
Избавиться от вопросов
В 2006-м прошло несколько больших выставок классиков нашего современного искусства в государственных институциях
И черт бы с этим, но арт-критика все равно мучает масса вопросов: если лучшая выставка, то где – в частной галерее или в государственной институции? Принимать в расчет ретроспективы или обойтись только показами новых работ? Как быть с фестивалями, где художников объединяет лишь заявленная тема? Каким образом оценивать работу кураторов, ведь она тоже крайне важна: один запорет приличный в принципе проект с большим бюджетом, а другой возьмет и сделает на полтора рубля грамотно продуманную выставку с не самыми раскрученными, но тем не менее хорошими художниками?
Есть лишь два способа избавиться от этих вопросов. Первый способ: заставить полсотни наиболее заметных персонажей отечественной арт-сцены (галеристов, критиков, художников etc) проставить оценки бесчисленному количеству выставок и художников по бесчисленному количеству критериев. Однако это явно не газетный формат. Способ второй: не обращать внимания на приведенные выше вопросы и писать о том, что произвело наиболее сильное впечатление в уходящем году.
В 2006-м прошло несколько больших выставок классиков нашего современного искусства в государственных институциях. Взять хотя бы ретроспективу Булатова в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу или выставки Франциско Инфантэ и Виктора Пивоварова в Московском музее современного искусства. Те выставки были, без сомнения, хороши – «Вот!» Булатова и вовсе можно назвать лучшей выставкой года. Резонным будет также указание на продуманную кураторскую политику отдела новейших течений Третьяковки и Государственного центра современного искусства (на счету последнего не одна выставка давно работающих художников).
Что ГТГ, что ГЦСИ на протяжении многих лет помимо прочего пытаются втолковать зрителю: в современном искусстве, де, есть особая прелесть – оно совсем не страшное, не надо его ругать, не следует его бояться. Известные, вменяемые авторы подходят для этой цели идеально: умудренные, степенные мужи – это вам не панки из подъезда. Зритель ждет крысиных трупиков, распластанных на музейном полу, а видит картину.
Такие выставки – это попытка установить адекватный диалог с властью (средний представитель которой – тот же самый «средний зритель»). В связи с этим можно вспомнить недавний погром в галерее Марата Гельмана* – наверное, самое минорное арт-событие 2006 года. Нападение на галерею Гельмана – из разряда происшествий ожидаемых, но от этого не менее печальных.
Без молодых и левых
 Художник Алексей Каллима |
2006-й не принес новых имен. Впрочем, никто их и не обещал. Правда, этот год высветил практически полное отсутствие молодых левых художников – популяции многочисленной и шумной на Западе, но почти незаметной в России. Впрочем, в Европе левизна уже набила тамошним молодым художникам оскомину. Немудрено – сначала тебя кормят фрейдо-марксизмом собственные родители, а потом твой университетский преподаватель рассказывает тебе о том, как он бойкотировал сессию в своей alma mater. Тренд, отживающий свое в Европе, казалось бы, должен прижиться на одной восьмой суши. Пока особых предпосылок к тому нет – ждем. К сказанному следует добавить, что европейский художник, позиционирующий себя как нелевый, все равно более левый, нежели его российский нелевый коллега.
Если же брать всех прочих художников, стоит выделить Алексея Каллиму. Художник, вроде бы крепко-накрепко спаянный с чеченской темой, взял да и переключился на абстракцию.
Кроме того, на счет Каллимы следует занести участие в выставке фонда «Эра» «Лексикон современного искусства. Статья 1. Идентичность», а также (на пару с Инной Богуславской) «Происхождение видов» в фонде «Современный город». Настоятельно рекомендуем следить за выставками этого художника – пожалуй, лучшего художника 2006-го.
Что же до наступившего 2007-го, в нем будет на что посмотреть. Взять хотя бы II Московскую биеннале современного искусства; она наверняка принесет массу впечатлений. Каких именно – увидим.