Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияЦветок Востока
Организаторы и участники «Rozamira» не любят называть себя фестивалем, настаивая на формулировке «Форум культурных пересечений». Так же надеясь, что первый форум станет ежегодным в мировом фестивальном ряду. «Rozamira» представит зрителям современное искусство стран, входящих в ШОС (Шанхайскую организацию сотрудничества).
Как и каждый фестиваль, форум «Rozamira» представит разнообразные культурные течения Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Китая, России и Ирана. Это и музыкальная программа, и кинематография, и визуальное искусство, а также театрально-музыкальная инсталляция. Но главная идея «Rozamira» - это пересечение, наслоение культур представленных стран.
Корреспондент газеты ВЗГЛЯД Юлия Бурмистрова задала вопросы организаторам и частникам форума – о целях, идеях и мечтах нового фестиваля.
Европа и Азия
Афиша форума культурных пересечений ROZAMIRA '06 |
- Какие мысли владели вами, когда вы создавали этот фестиваль?
- Россия время от времени смотрит в сторону Запада, а временами - в сторону Востока, - ответил Федор Павлов-Андреевич, президент «:maska:face:fashion:», затеявших форум. - Именно с Востока мы черпаем все волшебное и поэтическое.
Наша задача - возродить культурную составляющую знаменитого Шелкового пути. Это не конкурент существующим фестивалям, а совершенно новая формация. Дело в том, что современный мир диктует новые условия, и эти условия касаются границ жанра.
Сегодня, как никогда, какие-либо рамки и границы размываются. Поэтому так часто архитекторы занимаются музыкой, кинорежиссеры - современным танцем, певцы рисуют, а художники снимают кино. И, пожалуй, это самая позитивная тенденция начала XXI века, примеров такого поворота было немало и в эпоху Возрождения, которая сегодня неожиданным образом повторяется.
Как сказал один из наших участников композитор Владимир Мартынов, закончилась эпоха композиторов. Возможно, закончилась и эпоха писателей, эпоха художников. Начинается новая эпоха, где каждый художник находит себя там, где ему хочется. И в этом, наверное, прелесть и радость, что мы живем в такое время, а «Rozamira» может представить гремучую смесь различных искусств, переплетения Запада и Востока.
- Почему для форума культурных пересечений вы выбрали такое название – «Rozamira»?
- Когда стоишь на стыке жанров, то должен быть некий символ, который подтолкнет в правильном идеологическом направлении.
Даниил Андреев подарил человечеству религиозно-культурологический манифест, обличенный в литературную форму, знаменитый роман «Роза мира». Но мы, совершенно не основываясь на том, что имел в виду Даниил Андреев с точки зрения теологии или культурологи, хотели сказать только одно: что сейчас не может быть общей религии для всех народов, ей может считаться только искусство.
Музыкальная программа, представленная «Rozamira», по сути является отдельным мощным фестивалем этнической музыки. От русского песенного фольклора до суфийской музыки.
Такие имена, как братья Дунушевы, Севара Назархан, Сергей Старостин, Виктор Сологуб, Сергей Клевенский, Владимр Волков, Тоир Аскар, давно известны как меломанам, так и любителям word music.
- Мне было интересно работать с Питером Гэбриэлом, учиться у него, - сказала Севара Назархан на вопрос, чем для нее является участие в форуме. - Также интересно было встретиться здесь на одной сцене с Сергеем Старостиным. Программа насыщена элементами узбекской, русской, современной традиции. Все чувствовали себя на одном уровне, импровизируя, создавая новое музыкальное пересечение.
Восток на пленке
Алмагуль Менлибаева «Охота на овец» |
Восточное кино на форуме представляют два кинорежиссера.
Мохсен Махмальбаф, иранский режиссер с трагической судьбой на родине и признанный мастер на Западе. Обладатель наград Каннского и Венецианского фестивалей запрещен в Иране. Его новый фильм «Секс и философия» снимался в Таджикистане, это попытка разобраться, что такое любовь, почему мы так одиноки и свобода становится обузой. Фильм уже удостоен высшей награды итальянского фестиваля.
Также будут показаны две картины гонконгского режиссера Джонни То – «Горячие новости» и «Убийцы на полный рабочий день». Сатирические боевики - это любимая тема Джонни То, когда сталкивается жесткость и хрупкость окружающего мира. Квентин Тарантино не раз говорил, что 90 процентов того, что он делает, вдохновлено фильмами То.
Визуальное искусство представлено двумя выставками. «Искусство Центральной Азии. Актуальный Архив» - выставка, которая стала сенсацией Венецианской биеннале. И фотовыставка братьев Гао из Китая «Один и вместе».
- Китайское искусство сейчас модно, - сказала Ольга Свиблова, директор Московского дома фотографии, куратор фотовыставки. - Оно модно даже больше, чем русское искусство времен перестройки. Сейчас Китай переживает перемены, сходные с нами, когда страна из тоталитарной системы бурно бросилась в новую реальность и человеку не всегда комфортно в этой новой реальности. Но это не жесткая социальная ирония, которая была у нас в свое время. А тонкое, внутреннее переживание. Фотовыставка братьев Гао - это и фотографии, и видео.
«Ветер цветов солнца»
Кульминацией форума, как считают организаторы, будет мультимедийное шоу, которое придумал и создал один из самых одиозных художников современности Андрей Бартенев. Около сорока музыкантов со всего мира соберутся в единой постановке. Владимир Мартынов, который исполнит свое произведение на пяти роялях, детский хор, Жанна Агузарова, все музыкальные участники фестиваля из шести стран.
- Для меня самое подкупающее в этом фестивале - это название: «Rozamira», - сказал Андрей Бартенев. - Потому что для меня в этом сочетании существует секрет построения нашего мироздания. Мне было очень сложно работать, потому что я спонтанный и эмоциональный человек. А к тому, что делают участники перформанса, нельзя притронуться, а можно только дышать. Я прошу их петь друг другу, а зрители эти - всего лишь свидетели этого музыкального диалога, тайны и силы народного искусства. «Rozamira» - это еще ведь и Ноев ковчег, в который попадают остатки народных культур, которые, к сожалению, за последние пятнадцать лет мы теряем.