Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

23 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
10 июля 2006, 16:42 • Культура

О статуях и рыбах

О статуях и рыбах
@ un.csu.ru

Tекст: Кирилл Анкудинов, Майкоп

Послевоенные годы. Скульптор Харитон, наставник юных талантов, предлагает своим питомцам упражнение – пластически оформить «идею шара». «Стихийный талант» Савка Скляр, шутник и мистификатор, поставил свой пластилиновый шар на цилиндр-пьедестал. А его друг Дима Висковатов – слегка пригладил шар в трех точках. Се аллегория: два типа искусства; одно беззастенчиво лезет на пьедестал, другое скромно выявляет Высший Замысел.

В будущем весельчак Скляр, пошучивая и похохатывая, предаст друзей, подведет под пулю родного отца, станет мерзким гэбэшным провокатором, свяжется с криминалом, окажется виновником самоубийства чистой и искренней Маши Шошиной. А Дима Висковатов будет тихо ваять во Славу Божию, не обретет лавров, в зрелом возрасте придет к православию. Разумеется, тут же, в тексте, – соответствующие теологические выкладки…

О статуях…

Анатолий Найман
Анатолий Найман

Кого бы ни выводил Анатолий Найман – литераторов ли, кинематографистов ли, или даже, как в своем новом романе «О статуях и людях» («Октябрь», № 3), ваятелей, – всенепременно должен появиться «врун, болтун и хохотун», он же злодейский гад. В случае со Скляром Найман перебарщивает: такого количества гнусностей, какое взвалено на Скляра, не сможет сотворить ни один живой человек. И столь же всенепременно с чернотой злодейского гада будет красиво контрастировать ненавязчивая белизна и пушистость изысканно одинокого православного остроумца.

Отыскать в объемном романе «о статуях и людях» что-то еще, помимо вышеназванного противопоставления, мудрено: как это вообще бывает в прозе Наймана, каждое предложение норовит стать блестящим светским афоризмом. Сквозь высокоумные сентенции и изящные каламбуры пробиваешься, словно сквозь бурелом. Мнится, вот-вот продерешься к какому-то просвету.

А просвета нет как нет. Вязкий – и одновременно сыпучий, разваливающийся текст. Тухлая и суетная советско-богемная среда. И, кажется, субъект повествования пребывает в полном соответствии с объектом повествования. Совет им да любовь…

О рыбах…

Петр Алешковский
Петр Алешковский

Значительную часть четвертого номера «Октября» занимает роман Петра Алешковского «Рыба. История одной миграции». На мой взгляд, этот роман – одно из самых важных событий текущего литературного сезона…

Мужчине писать от лица женщины рискованно: невзначай он может дописаться до пресловутого: «Я шла по улице. В бока впился корсет». Но безупречное мастерство Алешковского снимает эти риски.

Авторское «я» всецело растворяется в стихии повествования. И вот перед нами такая простая и такая прихотливая, такая страшная и такая светлая история жизни медсестры, беженки из Таджикистана. Неспешный зачин: детство, юность, археологические экспедиции, искусительная нега непостижимого, сладко-миражного мира Средней Азии.

Затем – катастрофа, роковая встреча с насильником. Сюжет начинает неудержимо закручиваться, подобно водовороту реки, – все быстрее и быстрее, все гибельнее и гибельнее, – на последних страницах повествование сбивается на скороговорку (это единственный недостаток романа).

Текст Алешковского – удивительное в своей точности свидетельствование о русской судьбе и русской душе (порой весьма нелицеприятное свидетельствование). Это точечные встречи русского пути с иными путями-укладами (героиню романа планида сводит с таджиками, эстонцами, евреями).

И пускай неспокойная, вечно мигрирующая, полная потерь и горестей жизнь «рыбы» не так картинно самодостаточна, как жизнь одинокого хуторянина-лютеранина Юку Манизера (о, это вечное искушение русского духа «этикой протестантизма»…). Есть то, что сближает молчаливо-статичную жертвенность Юку и неприкаянную жертвенность рассказчицы. Неслучаен сквозной образ рыбы – упорной твари, всегда идущей против течения, отвергающей «легкие пути». Ведь рыба – пароль первохристиан и символ христианства…

О повестях, рассказах и веселых кнедликах…

Николай Климонтович обозначил свой цикл воспоминаний о детстве «Последнее назидание» (№ 3) как книгу. Возможно, существует «книжный» вариант «Последнего назидания»
Николай Климонтович обозначил свой цикл воспоминаний о детстве «Последнее назидание» (№ 3) как книгу. Возможно, существует «книжный» вариант «Последнего назидания»

Николай Климонтович обозначил свой цикл воспоминаний о детстве «Последнее назидание» (№ 3) как книгу. Возможно, существует «книжный» вариант «Последнего назидания». В варианте «журнальной публикации» это, конечно же, автобиографическая повесть.

У Климонтовича есть замечательный дар – писать «вкусно». Пусть сама тематика новой повести не столь выигрышна, как тематика его других произведений, все равно «Последнее назидание» читается с огромным интересом. Климонтович внимателен к деталям окружающего мира. Он вглядывается в эти детали, любуется ими. Стало быть, у него нет времени на самолюбование. Читать Климонтовича – отдыхать от чтения Наймана. Тем более что Найман и Климонтович описывают одно и то же время и даже – отчасти – одни и те же события.

«Три рассказа» Александра Хургина (№ 3). По языку – Зощенко, по сюжетам – Мамлеев. В тон Хургину – рассказы известного пермского тандема – Нины Горлановой и Вячеслава Букура (№ 3) и новелла Марка Харитонова «Голуби и стрижи» (№ 4). Тяготы быта. Коммуналки, больницы. Харитонов чуть лиричнее Хургина-Горлановой-Букура.

Из общего тона «малой прозы» «Октября» явственно выбиваются «Три рассказа» Кирилла Кобрина (№ 4), все из себя «среднеевропейско-литераторские». Наверное, подобные вещи стал бы писать Борхес, если бы переселился в Словакию. Но Борхес остался в Аргентине. И правильно сделал. Не то пришлось бы ему сочинять историю про французского ресторанного критика, до смерти объевшегося в корчме «Веселые кнедлики».

О стихах…

Бахыт Кенжеев
Бахыт Кенжеев

Алексей Кокотов (№ 3) демонстрирует высший класс неоклассицизма: дописывает за Леконта де Лиля и Блисса Кармана. Александрийским стихом.

Минуя простецкую поэзию Ивана Волкова (№ 3) (которая не лишена, однако, определенных изысков по части рифмовки) и культурологическую поэзию Вадима Перельмутера (№ 4), подхожу к наиболее интересной поэтической публикации «Октября» – к подборке стихотворений трагически погибшего в начале 90-х Александра Сопровского (№ 4).

Судя по воспоминаниям, Александр Сопровский был восхитительно избыточной личностью: он все делал всерьез и с лихвой – шутил, дружил, пил, путешествовал, думал. «Избыточная тихая лирика» – казалось бы, парадокс, оксюморон. Ан нет. Стихи Сопровского, такие импрессионистские, такие облачно-летучие – густейший концентрат поэтики «Московского времени»; в них все – и легкокрылый лиризм Бахыта Кенжеева, и желчно-сухой кинематограф Сергея Гандлевского, и едкий привкус строк Алексея Цветкова.

О прочем…

Известный писатель-фантаст Андрей Столяров в статье «Пасынки Средневековья» (№ 3) дает свой взгляд на проблему «техногенных катастроф». По мнению Столярова, таких катастроф в дальнейшем будет все больше – до тех пор, пока они не погребут цивилизацию. Столяров считает, что предотвратить этот исход можно лишь одним способом – совершив радикальное упрощение структур цивилизации.

Литературный критик Евгений Ермолин рисует беглые портреты трех южных российских городов – Астрахани, Краснодара и Пятигорска («Мой юг», № 4). Портреты любопытны. Хотя не всегда узнаваемы…

Эссе Александра Иличевского «Attendez!» (№ 3) посвящено «Пиковой даме» и написано в лучших традициях комментариев В. В. Набокова: авторская мысль легко и непринужденно перепрыгивает от «Пиковой дамы» сначала к нумерологии (что имеет хоть какое-то отношение к теме разговора), а затем к мостам и туманам Сан-Франциско.

Спору нет, в тексте Иличевского есть глубокие догадки и точные наблюдения. Но лишь задумаешься о том, что «хрестоматийная» «Пиковая дама» до сих пор толком не исследована (и, в частности, о том, что она не введена в контекст «романтической новеллистики» – см. Мериме, Гофмана и Эдгара По), – и изящное бильбоке Иличевского перестает радовать.

Сергей Солоух говорит о том, что наступило «Время Шаламова» (№ 3). Галина Ребель (в № 4) расхваливает Алексея Иванова (автора «Золота бунта»), а Александр Грищенко (в том же номере) щедро отвешивает комплименты Андрею Нитченко…

…Статуи стоят. Рыбы плывут…