Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

2 комментария
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

35 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
27 февраля 2006, 13:04 • Культура

Общий вагончик номер один

Общий вагончик номер один
@ vavilon.ru

Tекст: Кирилл Анкудинов, Майкоп

Молодая писательница Наталья Ключарёва опубликовала в январском номере «Нового мира» роман «Россия: общий вагон». Это главная, несущая проза номера. Впечатлительный парень Никита ездит в общих вагонах. Ездит просто так. Точнее, не просто так: пишет Россию – слушает разговоры попутчиков, знакомится с их судьбами, попадает в переделки. Запечатлевает типажи… Жена шахтера из заброшенного заполярного поселка. Учитель-правдоискатель. Юный радикал, пошедший служить в ФСБ ради откоса от армии и Чечни и едва не угодивший в ту же Чечню уже по линии органов. Священник-гомосексуалист. Несколько богемных дев, в одну из которых Никита был влюблен.

До поры до времени роман Ключаревой воспринимаешь как обаятельную и точную (хотя и композиционно рыхлую) галерею портретных зарисовок. На середине повествования Ключарева спохватывается и пытается вылепить «фабулу». После этого роман начинает вихлять, как сломавшийся автомобиль: то его выруливает в сусальную деревню Горенское, то, напротив, автор вдруг решает живописать «марш обманутых льготников»; Никита, присоединившийся к колонне бунтарей, дает пощечину самому президенту Российской Федерации, его бросают в тюрьму. После этого в России происходит революция. Или не происходит. Вопрос неясен: вроде бы революция налицо, но герой романа умирает в тюремной больнице. Пригрезилось, значит…

Поэзия и проза

Александр Кушнер
Александр Кушнер
Некоторые критики восприняли роман Ключаревой как «манифест юных радикалов». Честно говоря, я никакого манифеста в нем не нашел. Приятная живая проза – редкое явление в нынешних литжурналах. Хочется только пожелать Ключаревой, чтобы она писала лишь о том, что хорошо знает…

Я подумал: образ «общего вагона» – хороший образ. Разумеется, название романа Ключаревой никуда не годится: оно выбалтывает читателю всю концепцию текста, так что знакомиться с текстом после этого как бы необязательно. Но этот же образ в другом контексте… К примеру, январский номер «Нового мира» – чем не «общий вагончик номер один»?…

В вагоне можно встретить самых разных попутчиков. Бывают тихие попутчики «со странностями». К таковым я отнесу авторов рассказов – Евгения Пепеляева и Дмитрия Крылова. И Пепеляев, и Крылов склонны к сочинению фантасмагорий. У Пепеляева фантасмагории проникнуты какой-то кроткой болезненностью. Что заинтересовывает. К сожалению, рассказы Пепеляева написаны картонным языком, и это осложняет их восприятие. Дмитрий Крылов повнятней, поярче, но и порациональней.

Поэты… Александр Кушнер так же раздумчив, как и в первом номере «Знамени», хотя его «новомирская» подборка смелее и полнокровнее «знаменской». Но все равно стихи Олеси Николаевой более смелы и полнокровны, чем стихи Кушнера. Фирменный автор «Нового мира» тверяк Евгений Карасев искренне удивляется: «Из уголовного мира я угодил в общество писателей…» И такой попутчик может встретиться в общем вагоне. Стихи Ирины Машинской «мандельштамоваты», полны цепких образов, но не совсем понятны.

Петитные жанры

Михаил Эпштейн
Михаил Эпштейн
К несчастью, в общем вагоне иногда имеют место неприятные пассажиры – шарлатаны, докучные пошляки, патентованные болтуны, сальные анекдотчики, доморощенные «эрудиты». О сих персонах вспоминаешь, когда читаешь штудию вездесущего Михаила Эпштейна «Эдипов комплекс советской цивилизации». В свое время об эдиповом комплексе, проявившемся в советском социуме, написал статью философ Александр Панарин. Эта статья рассматривала проблему с чуждых мне сталинистских позиций, но притом она на несколько порядков убедительнее текста Эпштейна… Судите сами. Сначала Эпштейн заявляет: материя (в смысле «философская категория») – это Мать-Природа, атеизм – убийство Отца (Бога), а материализм – кровосмесительное посягательство Сына (человека) на Мать-Природу. Затем оказывается, что материализм – это еще и матерщина: «И тогда материализм вполне явит свою сущность как философская матерщина (курсив автора. – К.А.), которая столь же благоговеет перед материей, как сын, употребляющий свою мать». И так далее – с занимательными экскурсами в похабель, с примерами из прозы Владимира Сорокина и из анекдотов, с расхожими цитатами типа «какой матерый человечище!», с апломбом вагонного затейника. Право, лучше бы Эпштейн сочинял новые слова; это занятие бесполезно, но хотя бы не отвратно.

В «Новом мире» традиционно тон задают публицистика, литературная критика, эссеистика, архивные материалы, библиография. Обыкновенно половина каждой книжки «Нового мира» уделяется «вспомогательным жанрам». В том есть смысл: «вспомогательные жанры» давно перестали быть таковыми, вышли на первый план, и уж лучше они будут честно занимать предназначенное им место, чем контрабандой пролезать в раздел прозы. В январском номере «Нового мира» мы можем встретить разнообразные интересности из этого разряда. Это письма известного философа Аарона Штейнберга своей жене; странность в том, что они обращены к покойной. Данное обстоятельство выводит публикуемые тексты за пределы обычного эпистолярия, заставляя их балансировать на грани документальной литературы и художественной. В этих текстах даже обнаруживается детективная составляющая, подспудная и от того еще более цепляющая.

Далее идет текстологический эксперимент Андрея Битова, поименованный как «Каменноостровская месса»: Битов обсуждает расположение стихотворений, составляющих «Каменноостровский (Страстной) цикл» А. С. Пушкина, совместно с пушкинистом из Мытищ А. Боберовым; после того как А. Боберов переименовывает себя в Р. Робберова, возникает предположение о мистификации, по ходу действия оно усиливается. Андрея Битова с полным правом можно назвать «повелителем фрагментов и маргиналий»; неудивительно, что в его владениях происходят таинственные события, в частности – руины говорят. И не только говорят, но еще и шутят.

Художник-искусствовед Екатерина Корнилова рассказывает о творчестве художника Николая Ватагина, Лев Лосев делится воспоминаниями о Евгении Рейне. Вслед за этим начинается раздел рецензий. Рецензии, как заведено в «Новом мире», объемны и обстоятельны. Лиля Панн представляет новый сборник поэтессы Марии Степановой. Мария Виролайнен написала многоученый отзыв на книгу социолога Бориса Дубина.

Книжная полка Майи Кучерской, театральные впечатления Павла Руднева, кинообозрение Натальи Сиривли, www-обозрение и обозрение книг Сергея Костырко и, естественно, обзор периодики Андрея Василевского наличествуют. Можно ехать…