Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

0 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Запад толкает Украину на последнюю битву

Масштабное поражение украинской армии и стоящего за ней западного политикума и ВПК будет наглядной демонстрацией окончания доминирования Запада и станет важным фактором в изменении геополитического мироустройства.

13 комментариев
1 декабря 2006, 17:44 • Культура

В гостях у сказки

Кинопремьеры: «Лабиринт Фавна», «Школа негодяев»

В гостях у сказки
@ film.ru

Tекст: Александр Фолин

Восторги вокруг троицы талантливых мексиканских режиссеров начались не вчера, но их новые ленты заставляют говорить о золотой эре в истории мексиканского кинематографа. Месяц назад мы восторгались антиутопией Альфонсо Куарона «Дитя человеческое», в феврале нас ждет «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньяриту, а ныне на экраны выходит «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо.

Дель Торо снял фильм, единственным недостатком которого является небольшой бюджет. Совершенно очевидно, что только это мешало фантазии режиссера развернуться вовсю. Однако и того, что он сделал, довольно, чтобы говорить о шедевре.

«Лабиринт Фавна»

Кадр из фильма «Лабиринт Фавна»
Кадр из фильма «Лабиринт Фавна»
Гильермо дель Торо заявил о себе еще в 1993 году, когда на экраны вышел его полнометражный дебют – хоррор «Хронос». Фильм не только получил несколько наград профильных фестивалей, но и достаточно престижный приз Mercedes-Benz Award на Каннском фестивале. На его фоне почти незамеченным остался хоррор «Мутанты» (1997), хотя с тех пор он получил уже два сиквела. Любопытно, что вышедший в 2001 году «Хребет дьявола» тоже не смог приблизиться по количеству регалий к «Хроносу», но именно он считается лучшей работой режиссера.

За «Хребтом дьявола» последовали две мейнстримовые работы – «Блейд-2» и «Хеллбой», и даже в них дель Торо удалось проявить яркую индивидуальность. Следующей его работой должен был стать «Хеллбой-2», которого все фанаты первой части ждали с большим нетерпением, но возникли технические трудности, и режиссер переключился на «Лабиринт Фавна».

Фильм был снят в Испании и обошелся всего в 7 млн. евро – ничтожную сумму для фэнтезийной ленты. Однако, как известно, ограничения и рамки подстегивают, и дель Торо совершил почти невозможное, переплетя реальность и сказку так, что первая кажется сказочной, а вторая реалистичной.

По сюжету, действие которого переносит нас в 1944 год, в раздираемую войной Испанию, 10-летняя Офелия и ее беременная мать переезжают в большой дом посреди леса, где расквартировалась часть под командованием капитана Видаля, отчима Офелии. Солдаты, верные режиму Франко, истребляют засевших в лесах партизан, а Видаль лично убивает всех, кто попадает под подозрение. Офелия отгородилась от ужасов войны – ее манит волшебный мир. Ей является маленькая фея, которая показывает ей путь в древний лабиринт, где девочка встречается с рогатым Фавном. Тот дает ей три задания, которые нужно выполнить до наступления полнолуния. Если Офелия не успеет или ошибется, миру Фавна конец.

То, что сделали дель Торо и его верный оператор Гильермо Наваро, похоже на чудо. Уже в первых кадрах, когда девочка выходит из машины посреди леса и видит удивительное насекомое, зрители погружаются в околдовывающий мир сказки. Даже все жутковатые реалии, которые режиссер смакует подчас с каким-то садистским удовольствием, не перебивают настрой. И хотя спецэффектов до обидного мало, то, что все же удалось сделать, очень впечатляет.

«Лабиринт Фавна» – лента достаточно традиционная. Она очень похожа на «Лабиринт», даже Ивана Бакеро, сыгравшая Офелию, выглядит как родная сестра юной Дженнифер Коннели. Есть в фильме параллели с «Хрониками Нарнии» и некоторыми другими фэнтезийными лентами. Однако дель Торо смог создать достаточно самобытное произведение, обладающее яркой индивидуальностью.

«Техасская резня бензопилой: начало»

Кадр из фильма «Техасская резня бензопилой: начало»
Кадр из фильма «Техасская резня бензопилой: начало»
1969 год. Маленький техасский городок, единственным источником дохода которого была скотобойня. После того как ее закрыли, не стало ни работы, ни средств к существованию. Однако кое-кто все же там остался… Через эти места проезжали два брата со своими девушками, но чуть не убились, когда их машина врезалась в переходящую через дорогу корову. На место аварии быстро подъехал шериф, но ребята с первой секунды поняли, что он приехал не помощь предложить. Теперь они – источник свежего мяса для семейки каннибалов, и ничто не может их спасти.

Странная штука: «Техасская резня бензопилой» 2003 года была снята за 9 млн. долларов, а нынешний приквел – за 16 млн., однако там было не в пример больше зрелищности, натуралистичности и саспенса. Это можно было бы объяснить погоней за более щадящим прокатным рейтингом, так ведь нет – у них один и тот же R. В чем же дело?

Видимо, это можно объяснить лишь одним – плохой режиссурой. И эта версия кажется вполне правдоподобной, когда узнаешь, что поставил «Начало» Джонатан Либесман, человек, снявший предельно убогий хоррор «Темнота наступает». Его творение не только не пугает, оно вообще оставляет равнодушным. Приквел фильма, ставшего родоначальником целого направления в кино, получился вторичным даже не по отношению к оригиналу, а к его клонам. Все настолько банально сделано, что хочется просто встать и уйти. Лучше уж пересмотреть не так давно вышедший на DVD «У холмов есть глаза» Александра Ажа.

«Школа негодяев»

Кадр из фильма «Школа негодяев»
Кадр из фильма «Школа негодяев»
Роджер – самый настоящий лузер. У него никогда не было девушки, он никому не может возразить, а если начинает волноваться, падает в обморок. Ему очень нравится Аманда, живущая по соседству, но стоит ей оказаться рядом, как он не может выдавить из себя ни слова. Однажды знакомый посоветовал ему обратиться к доктору Пи, который ведет довольно странные курсы для мужчин, испытывающих сходные проблемы. У Роджера даже наметились определенные успехи, но говорить о том, что он стал счастливым человеком, было бы преждевременно, потому что доктор Пи начал встречаться с Амандой.

Еще одно кино нереализованных возможностей. Сама идея «Школы негодяев» достаточно заманчива. Сколько можно было бы напридумывать гэгов, связанных с обучением и соревнованием двух главных героев в гонке за сердцем Аманды! Но обучение свелось лишь к паре невнятных уроков и эпизоду с пейнтболом. А противоборство – к каким-то натянутым пакостям, шитым белыми нитками. По-настоящему смешных моментов в фильме практически нет. Есть разве что несколько забавных. Не спасает положение даже замечательный Билли Боб Торнтон.

Кстати, при всем уважении к актеру, при просмотре не покидает ощущение, что фильм испытывает серьезные кастинговые проблемы. Джон Хедер («Наполеон Динамит») выглядит конченым неудачником, и поверить, что он изменился, трудно. Как и в то, что такая девушка, как Аманда, могла удостоить его даже похода в кафе. В свою очередь Торнтон годится ей в отцы, и ее роман с ним тоже выглядит несколько нелепо. Даже на фоне Роджера.

«Лабиринт Фавна» (El Laberinto del Fauno)
Звезды – Серхи Лопес
Жанр – фэнтезийный триллер.

«Техасская резня бензопилой: начало» (The Texas Chainsaw Massacre: The Beginning)
Звезды – Джордана Брюстер
Жанр – ужасы.

«Школа негодяев» (School for Scoundrels)
Звезды – Билли Боб Торнтон, Джон Хедер, Майкл Кларк Данкан, Луис Гасман, Бен Стиллер
Жанр – комедия.

..............