Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
20 ноября 2006, 08:47 • Культура

Плач ребенка

Плач ребенка
@ film.ru

Tекст: Александр Фолин

Кажется, производители DVD начали негласное соревнование, все уменьшая и уменьшая интервал между премьерой фильмов в кино и выпуском их на лицензионных цифровых носителях. В сущности, мы только за, лишь бы от этого качество не страдало. Так или иначе, «Дитя человеческое» и «Иллюзионист» появились на прилавках ровно через три недели после начала кинопроката.

В обзоре месячной давности я позволил себе вскользь высказаться о новом фильме Альфонсо Куарона в недвусмысленно негативном ключе. Тогда, не выдержав наплыва отстоя, я был одержим идеей написать о трех действительно стоящих картинах. Фильм посмотреть я не успевал, а потому, доверившись чужому отзыву, с легким сердцем отмел его в сторону, благо был выбор. Виноват. Исправляю ошибку.

«Дитя человеческое»

DVD «Дитя человеческое»
DVD «Дитя человеческое»

Антиутопия – жанр, который всегда был достаточно популярен в литературе и кинематографе, но в последние годы, пришедшиеся на стык тысячелетий, переживает настоящий бум. Страх перед будущим, усиливаемый техногенными катастрофами, мутирующими вирусами и климатическими изменениями, порождает ужасные картины, сулящие человечеству неисчислимые беды.

Кто-то обещает, что мы вскоре вымрем из-за глобального потепления, кто-то успокаивает тем, что мы выживем, но станем рабами тоталитарного правительства. «Дитя человеческое» пророчит совсем уж безрадостные перспективы. В основе книги П.Д. Джеймса и экранизации Альфонсо Куарона – событие, случившееся в 2009 году. Именно в столь ближайшем будущем нам пообещали рождение последнего человека на Земле.

Итак, 2027 год. Мир сошел с ума. Да и как не сойти, если вот уже 18 лет, как на планете не родился ни один человек. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что всего три десятилетия – и продуктивного населения на Земле не останется. А еще через несколько десятилетий умрет последний человек. Ситуация породила массовый хаос – повсюду кипят войны и вооруженные конфликты, власти не в силах справиться с обезумевшей толпой.

Единственным островком относительного спокойствия остается Англия. Благодаря своему географическому месторасположению ей удалось оградить себя от толп нелегальных эмигрантов, а те, кто все же прорываются через кордоны, оказываются вне закона. Армия и полиция травит их, как бешеных собак.

Сотрудник министерства Теодор Фэрон среди бела дня выкрадывается членами террористической группы «Рыбы». Как он вскоре узнает, ими руководит его бывшая жена Джулиан. Она просит его помочь раздобыть документы на выезд для одной девушки. Теодор соглашается исключительно ради денег, но вскоре узнает то, что заставляет его помогать бескорыстно. Чернокожая «бежка» беременна…

Альфонсо Куарон относится к плеяде талантливых мексиканских режиссеров (Гильермо дель Торо, Алехандро Гонсалес Иньяриту и, конечно, Роберт Родригес, хотя он и техасец), заслуживших в последние годы мировое признание. За что бы ни взялся Куарон, будь то копеечный независимый проект «И твою маму тоже» или супердорогой блокбастер «Гарри Поттер и узник Азкабана», – в его работах четко видна рука настоящего мастера.

«Дитя человеческое» – не исключение. Более того, кажется, здесь он раскрылся по-настоящему. Изумительная картинка, замечательный сценарий, выдающаяся игра актеров, потрясающий саундтрек – все в этом фильме работает на атмосферу обреченности. Но лучик света все же мерещится где-то впереди. Именно он заставляет главного героя идти вперед. Именно надежда на него наполняет скованных ужасом зрителей.

Кстати, близость роковой даты усиливает эффект. Ведь если появился вирус, поражающий иммунную систему, что мешает появиться вирусу, поражающему органы воспроизведения? Кто знает, во что мутирует грипп в следующем году?

Впрочем, не это делает фильм близким к так трудно произносимому слову «шедевр». Успех «Дитя человеческого» зиждется на той неподдающейся измерению, а потому трудно постижимой силе, которая называется «режиссерский талант». И если Куарону не дадут «Оскар» как лучшему режиссеру, то лишь потому, что в глазах Американской киноакадемии фантастика – низкий жанр.

На скороспелом DVD фильм вышел с неидеальной, но вполне сносной анаморфированной картинкой и двумя звуковыми дорожками, одна из которых – весьма атмосферный DTS. Беда в том, что обе дорожки содержат русский дубляж, а значит, любителям оригинального звука ничего не светит. Расслабиться могут и любители дополнений – здесь их нет. Тем, для кого это существенный недостаток, придется ждать расширенное переиздание. Хочется верить, оно появится.

«Иллюзионист»

DVD «Иллюзионист»
DVD «Иллюзионист»

С работой Нила Бергера получилось с точностью до наоборот. В прошлый раз «Иллюзионист» был назван мной постмодернистским шедевром, но на фоне ленты Куарона столь громкий эпитет кажется не совсем заслуженным. Ибо если у Куарона придраться почти не к чему, кроме разве что некоторой депрессивности (что недостаток весьма относительный), то у Бергера проблемы начинаются с первоосновы, то есть со сценария.

Даже если отбросить мелкие придирки вроде так и не объясненных фокусов, которые можно расценить как исключительно киношные трюки, в жизни не подвластные ни одному иллюзионисту, то останется, например, достаточно зыбкая моральная база фильма. Ведь главные герои (как бы так выразиться, чтобы не портить никому просмотр?) при всей к ним симпатии поступают не очень порядочно.

В любом случае отказываться от своих слов, сказанных в адрес «Иллюзиониста», не хочется. Так или иначе, это очень красивое и добротное кино, практически обязательное к просмотру хотя бы из-за Эдварда Нортона и Пола Джиаматти. Это те редкие актеры, ради игры которых можно смотреть все что угодно. Кстати, Нортону и здесь пришлось использовать свой дар играть двух полярных героев одновременно – то, что принесло ему всемирную славу. Его герой так и остается до конца загадкой для зрителей – и это еще один плюс фильма.

На DVD «Иллюзионист» издан с анаморфированной, но немного замыленной картинкой, которой явно не хватает четкости. Звуковые дорожки хороши, но оригинальной, как и у «Дитя человеческого», нет. Зато дополнения имеются, причем интересные: репортаж со съемочной площадки и переведенные интервью с создателями фильма общим хронометражем почти в полчаса.

«Скорей бы воскресенье»

DVD «Скорей бы воскресенье»
DVD «Скорей бы воскресенье»

Владелец небольшого риелторского агентства Жульен Версель был на охоте, когда кто-то убил охотившегося в этих же местах господина Масулье. Подозрение падает на Верселя, поскольку калибр его ружья совпал с тем, из которого был убит Масулье. Позже выясняется, что Масулье был любовником жены Верселя, а вслед за этим ее убивают. Казалось бы, все указывает на Верселя, но его секретарша Барбара упорно не хочет верить в виновность своего босса, а потому укрывает его и начинает собственное расследование.

После «Последнего метро» и «Соседки» вышел и черный детектив «Скорей бы воскресенье», ставший последним в жизни Франсуа Трюффо, которая трагически оборвалась в 1984 году, когда великому французскому режиссеру было всего 52 года. То, что эти три фильма вышли практически одновременно, позволяет оценить всю степень гениальности Трюффо, которому был подвластен любой жанр. И которому, кажется, не терпелось попробовать их все.

Эти три фильма действительно совершенно непохожи один на другой. Особенно интересно сравнивать «Соседку» и «Скорей бы воскресенье» – в них обоих снялась Фанни Ардан, но ее героини абсолютно разные. Ардан прекрасно вписалась в тонкую стилизацию под нуар 60-х со всей его наивностью и аляповатыми интригами. Даже не верится, что этот черно-белый фильм был снят в 1983-м.

На DVD фильм вышел в анаморфированной версии, хотя черные полосы по обеим сторонам экрана делают формат несколько нестандартным. Изображение не отличается высокой четкостью и контрастом, но это лишь усиливает ощущение, что фильму минимум лет сорок. Дополнения, как всегда, ограничиваются краткой биографией Трюффо.

«Дитя человеческое» (Children of Men)
1,85:1 (16:9), DD 5.1 (рус.), DTS (рус.)
Звезды – Клайв Оуэн, Джулианна Мур, Майкл Кейн, Чиветел Иджиофор
Жанр – антиутопический триллер
Про что – про рядового сотрудника лондонского министерства, которому выпало спасать единственного ребенка на Земле.

«Иллюзионист» (The Illusionist)
1,85:1 (16:9), DD 5.1 (рус.), DTS (рус.)
Звезды – Эдвард Нортон, Пол Джиаматти, Джессика Биэль, Руфус Сьюэлл
Жанр – триллер
Про что – про иллюзиониста, вступившего в конфликт с кронпринцем, который вот-вот может стать королем.

«Скорей бы воскресенье» (Vivement dimanche!)
1,85:1 (16:9), DD 2.0 (рус., фр.)
Звезды – Фанни Ардан, Жан-Луи Трентиньян
Жанр – криминальная драма
Про что – про парижского риелтора, получившего обвинение в убийствах, которые он не совершал.

..............