Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

41 комментарий
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

42 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

14 комментариев
29 октября 2006, 14:01 • Культура

Штирлиц, а вас я попрошу остаться…

Штирлиц, а вас я попрошу остаться…

Tекст: Александр Фолин

Для того чтобы войти в историю отечественного кинематографа, замечательному режиссеру Татьяне Лиозновой вполне хватило бы и одной из ее первых самостоятельных работ – мелодрамы «Три тополя на Плющихе». А уж с «Мы, нижеподписавшиеся» и «Карнавалом» – и подавно. Но была в ее жизни работа, перекрывшая все достижения Лиозновой – прошлые и будущие. 12-серийный телевизионный фильм «Семнадцать мгновений весны», снятый в 1973 году, стал легендой сразу после выхода и остается ею до сих пор.

В 70-х и 80-х, когда по телевизору показывали «Семнадцать мгновений весны», улицы вымирали. Люди старались утрясти все свои неотложные дела, чтобы к моменту, когда начнется очередная серия, быть дома. Сейчас о такой популярности не может мечтать ни один сериал.

«Семнадцать мгновений весны»

Обложка DVD к фильму «Семнадцать мгновений весны»
Обложка DVD к фильму «Семнадцать мгновений весны»

Я не помню, как приняли «Семнадцать мгновений» в первый показ, – в августе 1973 года мне было только два месяца. Однако отлично помню, как его показывали в начале 80-х, и мне кажется, что интерес к фильму нисколько не тускнел. Кстати, известно, что даже Брежнев, тогдашний руководитель страны, не пропускал ни одной серии и очень переживал за наших разведчиков. Как результат, Вячеслав Тихонов, сыгравший Штирлица, стал сначала Героем Социалистического Труда, а потом народным артистом СССР.

Говорили, что Брежнев хотел сделать Героем Максима Максимовича Исаева, но такового не нашли. Велика сила искусства! Даже партийные лидеры были заражены этой странной манерой ассоциировать актеров с их героями и принимать события фильма за чистую монету.

Подтверждением тому служит оскорбительное несоответствие лавров, доставшихся Тихонову, и того, чего была удостоена Татьяна Лиознова. Ей, переписавшей неудачный сценарий Юлиана Семенова и вытянувшей на своих хрупких женских плечах всю тяжесть двухлетних съемок, вручили лишь орден Октябрьской революции, да еще сопроводив его какой-то издевательской формулировкой «За активное участие в создании картины».

Любопытно, что стать Штирлицем были все шансы у Иннокентия Смоктуновского, Олега Стриженова и даже Арчила Гомиашвили. Причем, несмотря на очевидную курьезность последней кандидатуры (на кого-кого, а на немца актер совершенно не похож), на ней настаивал Юлиан Семенов. Что же до Тихонова, то ему пришлось в некоторых сценах прибегать к помощи дублера. В сценах, где крупным планом требовалось показывать его руки, снимали руки художника фильма Феликса Ростоцкого. И все потому, что Тихонов еще в молодости наколол на правой руке свое имя.

Со съемками ленты связано огромное количество разных историй. Некоторые из них вошли в документальный фильм «Семнадцать мгновений весны. 25 лет спустя», ставший приятным бонусом к долгожданному семидисковому изданию. Хотя главное достоинство релиза – полная реставрация изображения и звука, благодаря которой любимый фильм выглядит так хорошо, как никогда.

«Живой»

Обложка DVD к фильму «Живой»
Обложка DVD к фильму «Живой»

Как и его боевые товарищи, Кирилл служил в Чечне по контракту, но их связывало отнюдь не желание заработать побольше денег, а настоящая мужская дружба и солдатское братство. Поэтому, когда Кирилла, которого все называли коротко Кир, ранили в ногу, Игорь и Никич, не задумываясь, отдают жизни, чтобы его защитить. Кир выжил, а они погибли. За него. Кир не может примириться с этим, хотя друзья не держат на него зла. Он знает об этом, потому что Игорь и Никич во всем своем боевом облачении теперь повсюду следуют за ним.

Я уже писал о мощнейшем эмоциональном заряде, который несет в себе «Живой». Казалось бы, прошло уже достаточно времени, чтобы проанализировать и понять, в чем сила фильма Александра Велидинского, но я нисколько не приблизился к разгадке этого феномена. А это именно феномен, потому что фильм далек от идеала. Известно, что картину изрядно порезали, и этого невозможно не заметить. Особенно во второй части ленты, где действие становится особенно неровным и неубедительным. Однако победителей не судят. Цель достигнута, а какими средствами – не так уж важно.

На DVD фильм вышел (надеюсь, пока) в не лучшем виде. Анаморфирования нет – картинка леттербоксная. Дорожек три, включая DTS, но нормальная версия – то есть матерная, без идиотского уведения звука в ноль в соответствующих местах – лишь одна, самая плохая, двухканальная. Дополнения и вовсе странные – интервью с боксером Костей Дзю, который не имеет к фильму никакого отношения, и два рекламных ролика инфоспонсоров, выглядящих совершенно неуместно.

«Короткий фильм о любви»/«Короткий фильм об убийстве»

Обложка DVD к фильму «Короткий фильм о любви»/«Короткий фильм об убийстве»
Обложка DVD к фильму «Короткий фильм о любви»/«Короткий фильм об убийстве»

19-летний Томек каждый вечер подглядывает через подзорную трубу за женщиной из соседнего дома. Ее зовут Магда, и она регулярно приводит к себе мужчин. Томека влечет к Магде, хотя она сильно старше его. Но похоть, бывшая отправной точкой в подглядывании за чужими окнами, уступила место любви. И этому чувству придется претерпеть серьезное испытание, когда о нем узнает Магда…

Яцек всего на год старше Томека. Он приехал в Варшаву из деревни и бесцельно слоняется по городу. В конце концов Яцек садится в такси и просит отвезти его за город, где зверски, в несколько приемов, убивает таксиста. Парня находят, и его дело достается начинающему адвокату, полному идеалистических представлений о своей профессии.

Эти два фильма величайшего польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского связаны между собой не сюжетно, но концептуально, и существуют как дилогия. Это расширенные широкоэкранные версии новелл, входящих в телевизионный цикл Кесьлевского «Декалог». Обе ленты признаны шедеврами и считаются соответственно одними из лучших фильмов о любви и убийстве.

История о Томеке – это сага о возвышенных чувствах, платонической любви. Которую в наше время так трудно понять. Сцена первого сближения Томека и Магды снята так интимно, что становится неудобно смотреть.

История Яцека оказывает еще более сильное психологическое воздействие, в чем очень помогает хитрый оптический прием – затемнение по обеим сторонам кадра, из-за которого кажется, словно камера снимает через замочную скважину. Финальная сцена со всеми ее натуралистическими подробностями выглядит как документальная и способна шокировать кого угодно.

На DVD оба фильма изданы в широкоэкранных версиях с двухканальным звуком. В дополнениях – биография Кесьлевского.

«Семнадцать мгновений весны»
7 DVD, 1,33:1 (4:3), DD 5.1 (рус.), DD 1.0 (рус.)
Звезды – Вячеслав Тихонов, Ростислав Плятт, Леонид Броневой, Евгений Евстигнеев, Леонид Куравлев, Василий Лановой, Олег Табаков, Валентин Гафт, Лев Дуров, Юрий Визбор, Николай Волков,
Жанр – шпионский детектив
Про что – про советского разведчика, внедренного в самое сердце Третьего рейха.

«Живой»
2,35:1 (4:3), DD 5.1 (рус.), DTS (рус.), DD 2.0 (рус.)
Звезды – Андрей Чадов, Алексей Чадов, Владимир Епифанцев
Жанр – мистическая драма
Про что – про парня, вернувшегося из Чечни, где из-за него погибли два его боевых товарища.

«Короткий фильм о любви»/«Короткий фильм об убийстве» (Krotki film o milosci/Krotki film o zabijaniu)
1,85:1 (16:9), DD 2.0 (рус., пол.)
Жанр – драма
Про что – про молоденького паренька, влюбившего в зрелую женщину из дома напротив, и его ровесника, зверски убившего таксиста.

..............