Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевАнтон Крылов: Российские санкции работают. Антироссийские – нет
Российские санкции, в отличие от антироссийских, работают. После введения ограничений на поставки европейских продуктов власть уже сменилась в Польше, где избран президент-евроскептик, и заметно изменилась в Испании.
Появившаяся в конце прошлой недели информация о существовании российского черного списка европейских политиков вызвала неожиданно бурную реакцию в Евросоюзе.
Если нервная реакция европейцев что-то и доказывает, так это то, что санкции работают только против них самих
«Неприемлемо, что это ослабляет взаимное доверие и мешает любым усилиям, нацеленным на конструктивный диалог по поиску мирного и долгосрочного решения текущего геополитического кризиса», – заявил глава Европарламента Мартин Шульц.
Польша и Германия потребовали разъяснений. Франция пригрозила отменить поездку парламентариев в Россию, если санкции не снимут с главы Соцпартии Бруно Ле Ру.
Британия выразила возмущение: «Для этого списка нет совершенно никаких оправданий. Российские власти не предоставили никаких юридических оснований для такого списка и для внесения в него данных имен. Если Россия полагает, что такие действия приведут к изменению позиции ЕС по санкциям, то она неправа», – говорится в заявлении британского МИДа.
«Это решение показывает, что мы оказываем воздействие на ситуацию, иначе они не реагировали бы подобным образом, – заявил бывший министр иностранных дел Британии сэр Малькольм Рифкинд. – После того как санкции были расширены, они стали оказывать мощное воздействие на российскую экономику».
На самом деле, нервная реакция европейцев доказывает, что санкции работают только против них самих.
Ты помнишь, как все начиналось
Главное, что нужно помнить о санкциях – не мы это придумали. Кинематограф, гамбургеры и смартфоны изначально появились не в США, но именно американцы сделали их популярными по всему миру. То же самое с санкциями. Торговые ограничения и блокада противника существовали испокон веков. Но именно США после того, как стали крупнейшей экономикой в мире, начали активно использовать этот метод влияния на другие государства.
Россия своими санкциями зримо меняет политический ландшафт Европы (Фото: Валерий Мельников/РИА "Новости") |
Когда против какой-либо страны вводятся санкции, всегда следуют официальные заявления вроде «мы ничего не имеем против народа, но хотим повлиять на руководство». Затем тиражируется неофициальное пояснение: «Мы хотим, чтобы жизнь народа ухудшилась настолько, чтобы народ восстал и сверг свое руководство».
В реальности такого не произошло ни разу. Ни в одной стране, против которой США, Евросоюз и прочий «цивилизованный мир» вводили ограничения, народ не восставал из-за санкций.
Куба десятилетиями жила в условиях блокады, пошел третий десяток антииранскому эмбарго – какую страну ни возьми, нигде санкции не привели к смене политического режима. За редкими исключениями, о которых позже.
Поэтому надо честно и открыто сказать: экономические санкции – это наказание народа за неправильную, по мнению санкционирующего, политику. То же самое касается личных санкций. Обыкновенное наказание, ничего больше. Причем наказание весьма символическое и во многих случаях сомнительное – вряд ли большинство фигурантов российского и антироссийского списков так уж сильно переживают от невозможности прогуляться по полям Орловщины или Оклахомщины соответственно.
Так почему же европейцы так сильно возмутились появлением российского санкционного списка?
Украинский синдром
Вроде бы в Россию никто из внесенных в список граждан в ближайшее время не собирался, за исключением вышеупомянутого Ле Ру. Большинство участников отреагировало на эту информацию аналогично реакции российских политиков на включение в западные списки: «горжусь честью», «отличная компания», «клуб приличных людей» и т.п. А МИДы наперебой возмущаются.
Первая мысль, которая приходит в голову по этому поводу: европейцы в последнее время слишком много общались с украинскими коллегами. А квинтэссенция государственной политики Украины выражена в анекдоте: «Пойдемте бить москалей! – А если они нас? – А нас-то за что?» Европейцы возмущаются в том же духе: мы тут изо всех сил боремся с вашими имперскими амбициями, а вы нас вздумали в Россию не пускать? За что? Как посмели?
Экс-глава британского МИДа Рифкинд поясняет: «Для России, Британии и Западной Европы очень важно сохранение дружеского сотрудничества, но невозможно игнорировать тот факт, что впервые с окончания Второй мировой войны в результате военных действий произошел насильственный передел границ на территории Европы».
Впервые в результате военных действий насильственный передел границ на территории Европы произошел в результате бомбардировок Югославии – это если взять де-юре, и в результате армяно-азербайджанской войны – это если взять де-факто и считать Закавказье Европой. В Крыму военных действий не было, а суверенитет Украины над Донбассом Россия никогда не подвергала сомнению на официальном уровне. Как не подвергала сомнению единство Грузии вплоть до нападения Михаила Саакашвили на Южную Осетию в 2008 году.
То же самое и с санкциями. Россия не вводила их первой, и любое возмущение по этому поводу смотрится крайне странно и нелогично. «А нас-то за что?» Вас исключительно за то, что вы ввели санкции против нас, а вы как думали?
Санкции работающие и неработающие
Второй, более серьезный повод для европейского возмущения заключается в том, что российские санкции, в отличие от антироссийских, работают. После введения ограничений на поставки европейских продуктов в РФ власть уже сменилась в Польше, где избран президент-евроскептик, и заметно изменилась в Испании, где на прошедших в субботу местных выборах правящая партия потерпела серьезное поражение, а евроскептики (и сторонники отмены санкций против России) из партии «Подемос» серьезно улучшили свои позиции.
«Польша и Испания посылают сообщение Евросоюзу», – констатирует Bloomberg View. Еще раньше свои сообщения отправили греки, проголосовавшие за «Сиризу». Президентов Чехии и Венгрии, выступающих против антироссийских санкций, регулярно оскорбляют, называя «агентами Путина», однако попытки устроить майданы в обеих странах провалились и, похоже, в ближайшее время не повторятся.
Получается, что европейское оружие успешно сработало против самой Европы. Мало того что европейские производители несут ущерб от санкций, теряют власть проголосовавшие за санкции политики. Власть меняется в странах, наиболее пострадавших от ограничений на торговлю с Россией. Можно, конечно, объяснить это какими-то другими факторами, но они лишь дополнят, а не опровергнут картину происходящего.
Навредили ли нам санкции? Безусловно, навредили – было бы ложью утверждать, что падение рубля и рост цен пошли гражданам на пользу. Но не известно, насколько заметным был бы этот ущерб, если бы не параллельное снижение стоимости нефти. Однако своей цели антироссийские санкции не достигли вовсе. Политика страны не изменилась, поддержка этой политики внутри страны не уменьшилась.
Результат налицо: Россия своими санкциями зримо меняет политический ландшафт Европы. Европейские санкции – не более чем мелкая диверсия против наших с вами кошельков.
А о том, почему это происходит, подумайте сами.