Ольга Андреева Ольга Андреева Интеллигенция страдает наследственным анархизмом

Мы имеем в анамнезе опыт страны, где несколько поколений русских интеллигентов были воспитаны в одном-единственном убеждении – государство всегда неправо. А ведь только государство, а вовсе не «прогрессивная общественность» несет реальную ответственность за благополучие страны.

34 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Стоит ли радоваться «отмене» международного права

«Не в силе Бог, а в правде». Европе и Америке этот принцип неведом, а у нас он известен каждому. Выхватывать куски, рыскать по миру, ища, где что плохо лежит – это совсем не по-нашему. Россия может утвердить себя только как полюс правды, искренности, человечности. Именно этого не хватает сегодня многим народам, всё острее ощущающим себя дичью.

12 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Морского права больше нет

Действия Трампа в первых числах 2026 года не намекают, а прямо-таки кричат, что он готов обрушить мировую экономику. Морская торговля сегодня – ее фундамент. Трамп готов этот фундамент подорвать.

14 комментариев
6 мая 2015, 10:00 • Авторские колонки

Сергей Худиев: Общество, которое не делает этого – обречено

Сергей Худиев: Общество, которое не делает этого – обречено

Когда я снова натыкаюсь на пост о том, что, мол, «две банды участвовали в общих разбоях, а потом один бандит не по понятиям кинул другого бандита, вот и вся «Великая Отечественная», я не кричу, не ругаюсь, нет.

Наша страна празднует 70-летие Победы. Мы вспоминаем, как могущественный враг пришел в нашу страну, чтобы навсегда покончить с нашими предками – и значит, с нами. Это была война не за территорию, не за «режим», не за национальную гордость, даже не за независимость – а за само существование нашего народа.

Надлежит почитать тех, кому мы обязаны жизнью

Но люди воевали, трудились, страдали и умирали, чтобы разбить нацистов – и разбили. Мы живы теперь благодаря тому, что наши предки сражались и победили. Это простой, очевидный исторический факт. Он несомненен и неизменен, как прошлое вообще.

Любая человеческая культура живет памятью предков; эта память сообщает человеку, кто он, каково его место в мироздании, в великом сообществе живых, мертвых и тех, кому еще предстоит родиться. Эта память особенно держится за события, в которых решалась судьба всего народа – быть нам или не быть, продолжится цепочка поколений, передающих жизнь от предков к потомкам, или она будет прервана.

Но люди могут менять свое отношение к прошлому. То, как они живут сейчас, что они из себя представляют, какое будущее их ожидает, прямо зависит от того, как они видят свое прошлое.

Общество, в котором не чтут тех, кто достойно, до самой смерти исполняет свой долг перед ближними, обречено (фото: Кирилл Каллиников/РИА

Общество, в котором не чтут тех, кто достойно, до самой смерти исполняет свой долг перед ближними, обречено (фото: Кирилл Каллиников/РИА «Новости»)

Человеческое общество довольно хрупко. Социальный мир, законность, исполнение людьми своих обязанностей – все то, что обеспечивает каждому из нас более-менее спокойную и безопасную жизнь, это не что-то само собой разумеющееся, как законы природы. Социальные катастрофы, распад или крайнее ослабление социальной ткани – это то, что в истории происходит постоянно, в том числе – на наших глазах.

Жизненно важно помнить, что общество держится на признании долга, взаимных обязательств. А способность признавать свои обязательства начинается с благодарности.

Другие люди чем-то пожертвовали ради нас, мы признаем это с глубоким почтением – это устанавливает между нами узы общности и признания. Честный полицейский погиб в перестрелке с бандитами – и мы чтим его как героя, и это очень важный моральный инстинкт, без которого общество расползется.

Общество, в котором не чтут тех, кто достойно, до самой смерти исполняет свой долг перед ближними, обречено. В нем полиция не будет ловить злодеев, врачи – лечить больных, пожарные – спасать людей из горящих зданий, и вообще сосед не будет помогать соседу.

День Победы, когда мы чтим память наших недавних предков, которые сражались, тяжко страдали и умирали, чтобы защитить само наше существование, – проявление того же морального инстинкта. Надлежит почитать тех, кому мы обязаны жизнью. Общество, которое не делает этого – обречено.

Часто люди не могут это сформулировать – это кажется слишком базовым, слишком самоочевидным, чтобы облекать это в слова – но они глубоко чувствуют, что в отказе почитать память тех, кто сражался и умирал тогда, есть что-то глубоко пагубное и порочное.

Когда я снова натыкаюсь на такой очередной с оттопыренным мизинчиком пост о том, что, мол, «две банды участвовали в общих разбоях, а потом один бандит не по понятиям кинул другого бандита, вот и вся «Великая Отечественная», я не кричу, не ругаюсь, не топаю ногами, я только отмечаю, что, на мой непросвещенный и, несомненно, неевропейский взгляд, между возжиганием печей Освенцима и угашением тех же печей есть объективная и принципиальная разница.

Я сижу и пишу эти строки, потому что воины (и труженики тыла) не дали нацистам убить моих предков. Это – непреложный факт, который надлежит признавать с глубокой благодарностью.

А вся сегодняшняя суета – да, иногда с превращением празднования Победы в балаган и пошлость, с попыткой тех, других или третьих использовать язык и образы Победы для своей пропаганды в текущих конфликтах, с перепалками между любителями баварского пива и любителями пышных усов – ничего в этом не меняет.

Перед подвигом, тяжким трудом и ужасающим страданием тех, кому мы обязаны жизнью, можно только склониться с глубочайшим почтением. Это достойно, правильно и абсолютно необходимо.