Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевПетр Акопов: Хорошая национальная пища нужна не только для ума
Проект общенациональной сети кафе-кулинарий «Едим дома!», предложенный братьями-режиссерами Михалковым и Кончаловским, вызвал очень резкую реакцию в обществе. Как это часто бывает, вместо обсуждения самой идеи критики сосредоточились на личностях.
История с реакцией общественности на инициативу Михалкова и Кончаловского очень показательна. Не стоит, наверное, даже напоминать, что любое действие Михалкова изначально воспринимается определенной весьма активной частью общества в штыки.
Судя по тому скандалу, который закатили вечные михалковоборцы, о «Едим дома!» скоро узнает вся страна
Будь то новый фильм, предложения по культурной политике или манифест консерватора – все вызывает резкую, переходящую на личности реакцию. При этом Михалкова не любят не только многие либералы, но и часть коммунистов и патриотов – порой даже за одно и то же. Самый известный отечественный режиссер давно уже стал не просто деятелем культуры, а общественной фигурой – нравится это кому-то или нет. Он очень много говорит об истории, идеологии, вере, традиции – не скрывая свои консервативно-патриотические взгляды и православие.
К нападкам, в которые превращается критика и спор с ним, он относится спокойно, как к неизбежному – недаром он назвал свою телепередачу «Бесогон». Михалков талантлив, знаменит, силен, напорист и упрям (нагл, высокомерен и бездарен – возражают его враги) – более того, он способен добиваться того, чего хочет, несмотря на сопротивление и обструкцию. Использует ли он при этом свои связи с властью? Конечно, потому что для любого чиновника Михалков – это не только живая легенда, но и умный и интересный собеседник. Да и пробивает он в первую очередь не свои частные проекты – а общие дела, касающиеся отечественного кинематографа или культуры в целом.
Но и на свои фильмы Михалков получает господдержку – и немалую, но было бы странно, если бы бюджет не помогал самому титулованному режиссеру страны, помогая при этом остальным. При практически единодушном восхищении его ранним творчеством, к последним его фильмам отношение разное – кому-то они нравятся, кому-то (и большинству критиков) нет. Есть фильмы сильные, а есть и неудачные – но нет пустых, бессмысленных подделок «под самого себя», к которым так часто скатываются ближе к старости даже самые великие режиссеры. Неудача в прокате «Предстояния» не отменяет того, что он был одним из самых скачиваемых в Сети – то есть фильм Михалкова смотрели даже после разгромной критики в прессе.
Многих Михалков раздражает своим «барством» (все-таки он из золотой молодежи), но на самом деле либеральная «активная общественность» не любит режиссера за его взгляды – как на русскую историю, так и на происходящее в стране. Михалков – антилиберал, традиционалист, консерватор, монархист и патриот. Набор, обеспечивающий еще недавно абсолютно гарантированный бойкот со стороны рукопожатной общественности.
Но вот беда – Михалкова с его знаменитостью было сложно маргинализировать даже в 90-е, и уж тем более сейчас, когда исповедуемые им взгляды постепенно берет на вооружение власть. Объявлять Михалкова фашистом или антисемитом уже не с руки – и так уже кругом «фашистский режим Путина». Поэтому в отношении Михалкова применяется другой прием – приписывание ему того, что он не говорил, и поиск в его действиях скрытого смысла, тайного замысла.
Примеров – пруд пруди. Чего стоит хотя бы «информация» о том, что Михалков хочет ввести налог на интернет, чтобы «получать в свой карман деньги с каждого из нас», или гуляющее уже много лет «интервью» с призывом вернуть крепостное право. И миллионы людей принимают это за чистую монету. Это не безобидная чушь, не следствие случайных ошибок, непонимания или мелких проделок его ненавистников – это вполне организованная сознательная кампания по его дискредитации. Точно так же, кстати, «работают» по депутату Мизулиной, одному из инициаторов принятия закона против гей-пропаганды – периодически в соцсетях появляются якобы принадлежащие ей «шокирующие высказывания», на которые ведется множество людей. Уже одно это вызывает симпатии к Михалкову – если человека так травят, это не может быть случайным.
Сейчас пошла новая кампания – «Михалков попросил у Путина миллиард рублей на фастфуд». Буря возмущения – Путин поручил правительству рассмотреть вопрос, Михалкову дают миллиард из бюджета на создание сети кафе, и вот так у нас во всем. Блогеры соревнуются в остроумии, обыгрывая название сети «Едим дома!» и размещая демотиваторы с коллажами из фильмов Михалкова. Народ возмущен тем, что Путин дал Михалкову миллиард на личные забавы, фактически на жизнь – вот что в итоге получается: «Как же можно так нагло залезать в бюджет, да еще и в кризис, да и Путин совсем стыд потерял». Что же было на самом деле?
- Кончаловский объяснил письмо президенту о фастфуде
- Кончаловский и Михалков попросили Путина помочь создать сеть общепита
- Пресс-секретарь Дворковича: Сеть общепита «Едим дома» не требует бюджетной поддержки
Поводом стала появившаяся в прессе информация о том, что в четверг в правительстве должно было состояться совещание, на котором будет рассмотрена инициатива Михалкова и Кончаловского о создании национальной сети общественного питания – кафе-кулинарий под брендом «Едим дома!». Заявленная цель проекта – способствовать импортозамещению и созданию альтернативы западным сетям фастфуда. «Учитывая социально-политический характер проекта», режиссеры просили «поручить его осуществление правительству РФ» – так излагала их письмо главе государства газета «КоммерсантЪ», которая и сообщила о предстоящем совещании, которое было назначено после того, как Путин поручил правительству «рассмотреть и поддержать в контексте решения задач импортозамещения».
В письме также говорилось о том, что для запуска проекта требуются инвестиции в размере почти миллиарда рублей (которые, по расчетам, должны окупиться за 4,8 года) и он может быть осуществлен на базе бренда «Едим дома!», принадлежащего супруге Кончаловского телеведущей Юлии Высоцкой.
По итогам совещания у вице-премьера Дворковича СМИ радостно сообщили, что Михалкову не дали денег. А потом – что дали, но не то, что просил. И все это на фоне того, что в правительстве заявили – проект будет осуществляться по программе поддержки малого и среднего предпринимательства, из расчета на то, что 30% начальной стоимости проекта найдет инвестор, а 70% профинансирует банк под гарантии Агентства кредитных гарантий (АКГ). То есть поддержка была оказана. Но якобы не та, которую хотели инициаторы проекта – хотя никто не предоставил ни одного доказательства того, что Михалков с Кончаловским просили бюджетных денег.
Более того – любому непредвзятому человеку изначально было совершенно понятно, что ни на какие бюджетные деньги они и не рассчитывали. Но для шума и крика нужно было проигнорировать как факты, так и здравый смысл – и говорить о том, что «Михалков хочет залезть в бюджет». Так же несложно было и избежать наигранного удивления – почему это Михалков занялся фастфудом?
Для начала – потому что это проект не столько Михалкова, сколько Кончаловского. У жены которого Юлии Высоцкой давно уже есть свое телевизионное кулинарное шоу «Едим дома!» (и интернет-магазин с таким же названием), а сам режиссер давно уже раздумывал о создании сети доступных кафе. Михалков со своей стороны давно уже говорит о том, нужно остановить гибель русской деревни, что нельзя и дальше бросать свою землю, оставляя ее на заселение чужакам. Как и о том, что нужно жить своим умом: как в организации государства, в политике, так и в обществе – опираться на свои традиции, любить и знать свою историю и культуру.
И после выхода пару лет назад документального фильма Михалкова «Чужая земля» (у которого потом было и продолжение «Своя земля») к режиссеру, как рассказывает Кончаловский, стали обращаться сотни фермеров со всей России за советом – что делать и как быть. Тогда они и решили создать общенациональную сеть кафе-кулинарий – а после запрета на ввоз европейской сельхозпродукции попытались ускорить продвижение проекта.
В какой-то момент Кончаловскому удалось буквально на ходу обсудить эту идею с Путиным, который, как говорит сам режиссер, ее оценил. Вот как излагает дальнейшие действия Кончаловского с его собственных слов корреспондент BFM: «После чего Кончаловский заказал бизнес-план у серьезного консалтингового агентства. Идти дальше он намеревался в правительство. Но, чтобы в правительстве его услышали, он решил написать письмо президенту, чтобы эта тема получила широкую огласку. И основная задача этого письма была в том, чтобы все знали, что президент одобряет».
По сути, Кончаловский хочет вытеснить из России «Макдоналдс» – то есть сеть со стандартизированным независимо от региона и страны качеством и меню – не запретами, а предложением качественной национальной альтернативы. И при этом одновременно стимулировать отечественное сельхозпроизводство. Суть проекта – максимально возможное использование местных, произведенных в том же регионе, продуктов. Фермеры очень часто не могут продать свою продукцию, им сложно войти в торговые сети – поэтому им выгодно создание в регионах большой сети с собственными фабриками-кухнями, которая станет крупным покупателем.
«Абсолютно доступная еда, наполовину из продуктов, произведенных на этой земле. Немного будет меняться рецепт, адаптироваться для производителей в регионах» – так объясняет идею Кончаловский, говоря, что они намерены создать «сеть хорошей честной еды».
Так что получается, что братья просто предложили идею, в которой сеть национальной кухни сочетается с поддержкой производства продуктов питания – то есть так необходимое импортозамещение в сельском хозяйстве стимулируется гарантированным рынком сбыта через сеть кафе-кулинарий с качественной, но доступной едой. Что плохого в этой идее? И что удивительного в том, что Путин ее поддержал, будучи уверенным в правильности такого подхода?
Ничего – если только не говорить о том, что «Михалков хочет украсть миллиард», а честно признать, что речь идет о кредите на цели, которые отвечают государственным интересам (а подъем сельхозпроизводства, как и возвращение людей к работе на земле, как и развитие своей кулинарной традиции, – это и есть национальный интерес). Можно спорить о том, как правильно построить и раскрутить такую сеть, возможно это в принципе или нет – тут, кстати, мнения профессионалов вроде владельцев «Теремка» или «Му-му» разделились – но ведь сложно отрицать пользу или как минимум небессмысленность самой идеи.
Понятно, что не Михалков с Кончаловским будут управлять и даже владеть новой сетью – потому что им придется искать инвесторов и нанимать профессионалов в торговле – но почему нужно сразу же пытаться высмеять и утопить небесполезный для страны проект, подозревая в замысле лишь корысть и отказывая авторам в заботе об общем деле? Только потому, что «к Михалкову такие чувства испытываю, что кушать не могу»? Или потому, что проект частный? Хорошо, тогда давайте потребуем у государства заниматься созданием кафе-кулинарий – но тут уж даже самый большой социалист скажет, что лучше уж пусть рискует своими деньгами частный инвестор.
Почему с этой идеей не вышел Деллос или кто-то другой, имеющий опыт организаций сетей фастфуда? Слишком амбициозно – общенациональная, да еще и с изначальным упором на кулинарию и стимулирование сельхозпроизводства. Даже если бы такая идея и возникала, мало кто смог бы быстро пробить ее через бюрократию или убедить в ее серьезности банки – а братья-режиссеры могут напрямую обсудить все с Путиным. Который и сам все понимает, постоянно выступая за импортозамещение, который ввел контрсанкции на продукты питания специально для протекции отечественному сельхозпроизводителю. Чем плоха идея национальной сети для страны, которая кроме отстаивания своего цивилизационного суверенитета хочет достичь еще и продовольственной безопасности?
Кончаловский, конечно, будет использовать опыт своей жены – ну так и странно было бы, если бы он этого не сделал. А Михалков, скорее всего, и доли-то особой не имеет в этом проекте – вкладывая скорее свое имя для раскрутки дела. Причем, похоже, и не рассчитывая на такой громкий результат – но, судя по тому скандалу, который закатили вечные михалковоборцы, у него это хорошо получается: о «Едим дома!» скоро узнает вся страна.
Так что Михалков сэкономит огромные деньги на рекламе новой сети – а для раскрутки ее в национальном масштабе потребовались бы суммы, соизмеримые с затратами на ее создание. «Макдоналдс» 25 лет открывали как символ вестернизации – а «Едим дома!» вполне может обозначить собой поворот к традиции: хорошая национальная пища нужна не только для ума.