Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

19 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
5 февраля 2015, 11:11 • Авторские колонки

Юрий Гусаков: Шестой русский «Оскар» незаслуженно забыт

Юрий Гусаков: Шестой русский «Оскар» незаслуженно забыт

Давайте посчитаем, сколько статуэток «Оскара» получили российские кинематографисты. Получается пять, но на самом деле шесть. Есть еще один забытый русский «Оскар», и с ним связана весьма интересная история.

Давайте посчитаем, сколько всего статуэток «Оскара» получили российские кинематографисты: «Война и мир» Бондарчука, «Москва слезам не верит» Меньшова, «Утомленные солнцем» Михалкова. Это знают все.

IMAX 3D уже не удивляет новизной, на повестке дня пространственно-объемный голографический кинематограф

Еще документальный фильм 1942 года «Разгром немцев под Москвой» со Сталиным в главной роли и мультфильм «Старик и море», снятый Александром Петровым в 1999 году в Канаде. Получается пять, но на самом деле шесть. Есть еще один забытый русский «Оскар», и с ним связана весьма интересная история.

В 1929 году на базе лабораторий фабрики «Совкино» был создан Научно-исследовательский кино-фото институт. НИКФИ должен был обеспечить «важнейшее из искусств» всем необходимым – создавать отечественные камеры и проекционное оборудование, наладить массовую печать кинофильмов, разработать химико-фотографические рецептуры.

1991 год. Вручение «Оскара». Справа Сергей Николаевич Рожков, заведющий лабораторией стереокинематографа НИКФИ (фото: nikfi.ru)

1991 год. Вручение «Оскара». Справа: Сергей Николаевич Рожков, заведющий лабораторией стереокинематографа НИКФИ, справа: председатель комитета по техническим «Оскарам» Джон Боннер (фото: nikfi.ru)

Институт стал международным лидером в области кино-фото-технологий. Достаточно сказать, что обратная сторона Луны была впервые сфотографирована с помощью оборудования НИКФИ.

Практически с первых дней существования кино стало ясно – движущейся картинке не хватает объема. Европа, Голливуд и СССР начали эксперименты с 3D-стереоизображением. В 1964 году самое значимое подразделение НИКФИ – Лабораторию стереокинематографии – возглавил великий изобретатель Виктор Григорьевич Комар. Под его руководством инженеры НИКФИ завершили разработку уникальной технологии 3D-съемки – «Стерео 70».

Идея «Стерео 70» проста, как все гениальное. На широкоформатную 70-мм пленку проецируется стереопара. Два 35-мм изображения для левого и правого глаза располагаются рядом друг с другом. Специально спроектированная система из объективов и призм обеспечивает съемку комфортного для зрителя 3D-изображения. Система разрешала все основные проблемы съемки и воспроизведения стереокино, делала ненужными многие дорогостоящие и трудоемкие процессы производства.

В 1970 году в городе Осака, Япония, открылась всемирная выставка Экспо-70. Канадский изобретатель Грэм Фергюсон, увлеченный идеей объемного кинематографа, посетил советский павильон и увидел «Стерео 70» в действии. Фергюсон был поражен технологией, и в его голове все наконец встало на свои места. Дело в том, что Фергюсон привез на выставку прототип собственной системы, которую он назвал IMAX, но система русских была принципиально лучше.

Грэм Фергюсон познакомился с Виктором Комаром. Виктор Григорьевич проникся к Грэму симпатией и предоставил ему стереоскопические камеры НИКФИ для изучения.

Произошедшее в дальнейшем известно всем. Фергюсон стал миллиардером, а IMAX – лучшей в мире системой 3D-кинематографа. После крушения Советского Союза разработка новых технологий 3D в нашей стране прекратилась, а работу «Стерео 70» можно увидеть только в стенах НИКФИ.

Виктор Григорьевич Комар, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, работал в НИКФИ на протяжении 74 лет – с 1939 по 2013 г. К столетнему юбилею Комара Грэм Фергюсон записал видеоролик-поздравление, в котором подчеркнул взаимосвязь разработок НИКФИ и успеха IMAX. В 1991 году НИКФИ присуждена премия американской киноакадемии «Оскар» в номинации «Лучшие технические достижения» (Technical Achievement Award) – за вклад в развитие объемного кинематографа. Это и есть тот самый шестой русский «Оскар».

История получилась немного грустной, но есть и хорошие новости. В НИКФИ принята программа съемки коммерческого голографического кинофильма и сооружения голографического кинотеатра. IMAX 3D уже не удивляет новизной, на повестке дня пространственно-объемный голографический кинематограф. Технологическая гонка продолжается, и у России опять есть шанс стать лидером, ведь первый в мире голографический кинофильм был создан специалистами НИКФИ в 1976 году.

..............