Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевМихаил Бударагин: Пустой торговый
Туристическую отрасль губит жадность и неумение планировать, но проблемы с отдыхающими покажутся незначительными на фоне возможного кризиса торговых центров. Они давно занимают в жизни городов слишком большое место.
Когда-то давно я писал рецензии и ходил в кино по два раза в неделю. Иногда сеансы заканчивались за полночь, и выбираться приходилось из пустых, плохо освещенных торговых центров. Одинокие уборщики провожали выходящих равнодушными взглядами, голоса звучали гулко, картина была вполне постапокалиптической: как из кино про зомби, которые любят гоняться за выжившими именно по таким торговым центрам.
Тогда я думал о том, что когда-то все это благолепие потребительства закончится, и люди, привыкшие к походам в торговые центры – не обязательно ради покупок, а ведь надо же «куда-то ходить» – поймут, о чем тоскуют герои фильмов.
Не клуб, не театр, не кино, не танцы (дискотека), не парки, а именно торговые центры стали для провинциальных городов тем, что называется в просторечье «светом». Не высшим, но уж другого все равно нет. Торговые центры, сочетающие в себе дорогие магазины и дешевые фуд-корты, детские площадки и удобные парковки, киоски с мороженым и салоны маникюра – идеальное и единственное семейное место в любом городе, где нет культуры парков. То есть везде, кроме Москвы времен Собянина и отчасти Санкт-Петербурга, который старается не отставать (и все равно отстает).
Торговый центр – сердце провинциального города, его выставка, и что делать, если вдруг кризис в наших отношениях с Западом пойдет по худшему сценарию и исчезнут сначала брендовые магазины, а затем – после повышения аренды – остальные, это сегодня и есть главный вопрос.
Ни секунды не сомневаюсь в том, что опыт туристических фирм, которые разоряются, потому что слишком жадные, никого ничему не научит. Еще в феврале было в общих чертах понятно, что кончится все резким падением спроса, и можно было договориться, предложить клиентам более разумные цены, начать уговаривать авиакомпании и отели. Нет, куда там. Ни планирования, ни анализа рисков, ни логики развития – день бы простоять, но не простояли.
Туризм при этом – сегмент для среднего класса провинции, а вот торговые центры, где можно купить бургер за 50 рублей и просто тусоваться, куда более демократичный сегмент потребления.
И, разумеется, никто и не почешется, даже когда треть магазинов рано утром просто не откроется. Авось пронесет. Вероятность подобного развития событий высока.
Чесаться, если все случится именно так, я бы советовал не бизнесменам, которые выйдут в кэш и будут относительно счастливы, а региональным властям: им выйти некуда. И освободившиеся рабочие места, и общая растерянность людей, и тревожные кризисные ожидания – с этим ведь не бизнесу придется иметь дело.
Возможное закрытие торговых центров открывает перед региональными властями сразу несколько важных возможностей.
Во-первых, тот самый малый бизнес, на который так долго молились все кому не лень, выйдет из тени крупных централизованных сетей, и задача состоит в том, чтобы просто ему не мешать. Все, что растет, должно расти: стихийные рынки, развалы – если их не трогать, они возьмут часть занятых на себя.
Во-вторых, города (а население в России, напоминаю, в основном городское) требуют облагораживания, и здесь местным властям пригодится опыт Рузвельта, который, объявив «новый курс», не постеснялся найти деньги на строительство дорог. Деньги у регионов есть, на один «имидж власти в СМИ» тратится столько, что хватит на пару инфраструктурных проектов (заодно и имидж можно поправить, да и местным СМИ наконец будет о чем писать).
Место городской среды пока занимают торговые центры, но вообще-то никто не мешает даже сейчас разбивать парки, ограничивать движение транспорта и делать детские площадки – причем не руками гастарбайтеров, а силами охранников все тех же ТЦ. Мужчины там здоровые, их много, охранять скоро им ничего уже не придется.
И, наконец, в-третьих, мне приходилось часто писать об этом в пору самой острой фазы кризиса 2008–2009, отказываться от модели «потребление как занятие времени и снятие стресса» все равно придется. Порочность «похода по магазинам» ради самого похода, впрочем, можно было сколько угодно объяснять, это мало кого волновало.
Теперь и объяснять не придется. Потребление как форма досуга – зло, потребление как форма соревнования тщеславия – зло, и многие вскоре смогут убедиться в этом на собственном грустном опыте. И на вопрос – чем именно заменить это потребление – придется отвечать всерьез, причем в масштабах целых регионов.
Не исключено, что даже при плохом сценарии никаких ответов дано не будет и все обернется новым 2008-м, когда люди расстроились, конечно, но немного переждали, выдохнули и пошли, как раньше, покупать все то, что им не нужно. Надеюсь, что закусившая удила администрация президента США убережет россиян от возвращения к некоторым пагубным привычкам и будет давить на компании ровно столько, сколько потребуется.
Глядишь, и на месте вчерашнего торгового центра разобьют, как завещал один из героев Чехова, сад. Можно не вишневый, яблоки тоже сгодятся.
Вы согласны с автором?
|